В последний день октября при поддержке Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви, Министерства общего и профессионального образования в Екатеринбурге состоялся региональный этап XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году впервые в Свердловской области, и в том числе в нашем городе, проводился муниципальный этап Рождественских чтений. Таким образом, данная встреча, с одной стороны, продолжила традиции проведения городских совещаний по вопросам воспитания, с другой стороны – стала знаком нового времени.

Темой XXVI Международных Рождественских образовательных чтений стали «Нравственные ценности и будущее человечества». Большая работа по воспитанию и позитивной социализации детей проводится в нашем городе Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, который и стал площадкой для проведения регионального этапа чтений. О нравственных ценностях как основе психологической безопасности детей и подростков было выступление директора Центра Ольги ГЛУШМАНЮК.

Проблемы детей и детства всегда определяются через какие-то понятия. Если десять лет назад этим понятием было психологическое здоровье, то сегодня на первое место выходят психолого-педагогическая безопасность, жизненная стойкость, ограниченные возможности здоровья, саморазрушительное поведение. «Никогда ещё за всё время существования центра не было так много заявок, связанных с утратой смысла жизни детьми, – отмечает Ольга Николаевна. – Ежегодно мы принимаем от десяти до пятнадцати заявок от ребят, у которых сломаны механизмы саморегуляции. И такого многообразия саморазрушительных форм поведения мы не видели за всю свою двадцатилетнюю историю».

Раньше основной задачей психолого-педагогического сообщества было создание благоприятных условий для самореализации ребёнка в учении, общении, то сейчас порой приоритетной становится задача спасти его жизнь.

Из доклада Ольги Николаевны следует, что это напрямую связано с ценностями, на которые ориентируются наши дети. Если посмотреть на понятие психологической безопасности, это условия, в которых человек будет верить в то, что жизнь имеет смысл, в то, что он будет находить способы эффективно жить и строить гармоничные отношения с другими людьми.

Десять лет назад мы чётко понимали, кто нам противостоит: асоциальная группировка старшеклассников, наркодельцы, сейчас за деструктивным влиянием на наших детей стоят нераспознанные силы. Когда организуются группы смерти, совершенно непонятно, кто работает на том конце провода, систематически выходит с нашими детьми на связь и подводит наших детей к саморазрушению.

Лаборатория Касперского приводит следующие данные:

  • 56% российских детей постоянно находятся в Сети, а это значительно больше, чем в Европе и США;
  • 66% детей не представляют свою жизнь без смартфона;
  • 56% детей уже сталкивались с угрозами в Сети;
  • 58% детей скрывают свою активность в Интернете от взрослых;
  • 73% детей были бы счастливы, если бы могли поговорить об этом со взрослыми – родителями и учителями;
  • до 92% родителей не знают о потенциально опасных активностях своего ребёнка;
  • 47% уверены, что дети ничего от них не скрывают.

На самом деле дети скрывают очень многое.

Саморазрушительное поведение – селфхарм. Сегодня такие ребята объединяются в интернет-группах, поддерживая друг друга. Дети наносят себе увечья, чтобы вернуть чувствительность, потому что совсем эмоционально отупели, или наоборот, таким образом переживают слишком бурные эмоции.

Группы экстрима. На высоте дети выполняют трюки, делают «селфи», подвергая свою жизнь опасности. Административно эту проблему уже не решить – подростки просто найдут новые чердаки, высотки.

Суицидальные группы. Очень часто такое поведение замаскировано, дети выглядят вполне активными и не отрицающими жизненные ценности.

Нарушение пищевого поведения. Дети, чаще – девочки, идут по пути анарексического идеала.

Экстремистские проявления. Психологической базой экстремизма является негативизм, и это очень заразное явление, которое поглощает целые сообщества. Сначала мы при детях избавляемся от негативных эмоциональных состояний, рассказывая, как плохо работает наше правительство, что-то несовершенно в жизни. Дети, получая такую колоссальную эмоциональную нагрузку, просто обесценивают человеческие отношения. Это очень опасно, потому что маленькому человеку необходимо знать, что его ждёт прекрасное будущее и оно будет наполнено смыслом. Группой риска по формированию экстремистских установок являются люди с негативным планом и девочки, которые считают себя некрасивыми. Именно они больше всего подвержены влиянию красивых восточных мужчин и уходят в поисках любви в другой мир.

Буллинг (травля). Самая главная характеристика сообщества, в котором процветает буллинг, – это ориентация на индивидуальный успех, соперничество. Сейчас это переросло в новую форму – кибербуллинг (травля через Интернет).

Так, негативизм, как нравственная установка, противоположная добру, взаимопомощи, пониманию, начинает пускать достаточно серьёзные корни и лишает наших детей возможности спокойно и радостно смотреть в будущее.

Педагоги, руководители города, образования, представители Русской Православной Церкви, родительской общественности, средств массовой информации сегодня сообща обсуждают важные проблемы воспитания подрастающего поколения, вопросы в сфере духовно-нравственного воспитания детей – как уберечь ребёнка, научить его различать добро и зло, понимать и защищать истинные ценности.

В современном обществе отмечается острое противостояние добрых начинаний, позитивной среды и деструктивных явлений. Волонтёрство, социальная активность, гражданские инициативы молодёжи, общественное движение – и неконтролируемое интернет-пространство, разрыв поколенческих, семейных, дружественных связей.

– Во все времена, и сегодня (в образовательных стандартах в том числе) подчёркивается роль взаимодействия образования и общества, образования и семьи в воспитании подрастающего поколения, – отметила в докладе начальник управления образования Ольга ПИЩАЕВА. – Сухомлинский полагал, что к пяти годам ребёнок должен научиться читать по глазам матери, что она чувствует. Это тоже ценность. Семейная. Социальная. Нравственная.

Но и мы, взрослые, родители, педагоги, должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка – чувствовать его радости, страхи, знать потребности, возможности. Воспитание – это соучастие, сотворчество, это неравнодушие.

Воспитание Совести, Стыда, Гордости – это основа развития личности. Если человек гордится достижениями (своими, другими) – он нацелен осуществлять эту деятельность. Гордиться учёбой, добрыми делами – значит стараться хорошо учиться, совершать добрые поступки.

Гордится собой – значит, небезразличен себе. Это – ценность личности, ценность жизни, а значит – уважение к себе и окружающим (не будет склонен к суицидам).

Гордиться преодолением трудностей.

Гордиться Отечеством. Об этом – фильмы «Время первых». «Салют-7». Об этом – Всемирный молодёжный фестиваль в Сочи, итог которого – сильная Россия, активное молодое поколение.

Принятые в последние годы документы подтверждают важность и масштабность происходящих перемен в сфере детства, приоритет воспитания в процессе образования. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Среди приоритетов государственной политики в области воспитания – необходимость усиления единения российского общества, переосмысления в условиях цивилизационных вызовов таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.

Если вы заметили тревожные признаки в поведении ребёнка, резкую смену настроения, круга интересов, друзей, рекомендуется не замалчивать ситуацию и сразу обращаться за помощью специалистов:

— Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (тел. 6-27-01);

— «телефон доверия» для детей, подростков и их родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации: 8-800-200-0122;

— «телефон доверия» для детей и подростков: 8-343-385-7383.

Предыдущая статьяЗакуска «Фаршированные свёклы»
Следующая статьяКакой поддержки молодой предприниматель ждёт от города?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя