Ровно две недели отделяют нас от яркой даты — 55-летия головного учреждения культуры Лесного — СКДЦ «Современник». В его стенах сейчас полным ходом идут предпраздничные приготовления, и именно в этой волнительной атмосфере мне удалось встретиться с заместителем директора СКДЦ Мариной ИСЛАМОВОЙ и художественным руководителем Артёмом СЫЧЁВЫМ — людьми, не только стоящими во главе творческого коллектива «Современника», но и хорошо знакомыми зрителю.
Однако разговор наш касался несколько иной стороны жизни любимого лесничанами учреждения…
— Для большинства из нас, зрителей, «Современник» — это блестящие концерты, красочные спектакли и шумные массовые гуляния. Но, насколько я понимаю, это — лишь видимая верхушка айсберга. Как в «Современнике» рождается Праздник?
Марина Исламова: — Конечно, каждое мероприятие в нашем учреждении — дело рук большого числа специалистов. Ведь не зря говорят, что «театр начинается с вешалки»: если зритель заметит пусть даже самую незначительную небрежность в оформлении фойе, если ему не улыбнётся гардеробщица или, скажем, билетёр на входе в зал, атмосфера личного праздника этого конкретного зрителя будет разрушена.
Артём Сычёв: — Принято считать, что основную роль в наших мероприятиях играют актёры, вокалисты, танцоры, сценаристы и режиссёры. На самом же деле это не совсем так. «Современник» сегодня встречает зрителя ещё на улице: на крупные мероприятия преображается фасад здания СКДЦ, над площадью звучит музыка… Горожане заходят в ухоженное, украшенное под конкретную дату или событие учреждение. Уже здесь их ждут улыбки наших гардеробщиц — Татьяны Махдумовой и Светланы Матвеевой — их подразделение хоть и называется «вспомогательной службой», но, согласитесь, работу они делают титаническую: попробуйте-ка за считанные минуты одеть или раздеть 500 человек! И хотя посетители иногда и жалуются на очереди в гардеробе, но возникают они, в основном, из-за того, что зрители в Лесном, к сожалению, привыкли приходить на мероприятия ровно за 15 минут до начала и чаще всего — все полтысячи человек одновременно. Тут же нельзя не вспомнить и о тех, с кем наши гости встречаются в первую очередь — это кассир Анна Коноваленко и контролёры Татьяна Кудымова и Лидия Шадрина. Именно от них зритель нередко заряжается доброй и тёплой энергетикой, не зайдя ещё даже в зал.
М.И.: — Отдельные слова благодарности стоит сказать и об уборщицах «Современника». Содержать такое огромное здание в чистоте — это действительно большой Труд! Ведь кроме фойе, лестничных пролётов и кабинетов в СКДЦ существуют танцевальные классы, требующие особой уборки, да и большая сцена в дни активного её использования отнимает немало сил и времени. Неравнодушие, ответственность Ирины Стагнюнас, успевающей то, что, казалось бы, и семерым не под силу, позволяет сотрудникам «Современника» всегда работать в комфортных условиях и встречать зрителей в атмосфере порядка, достойного высокого статуса СКДЦ. Конечно, настоящую «картинку» из нашего здания делает не только чистота, но и оформление, созданное руками работников художественно-постановочного отдела. На плечах трёх девушек — Екатерины Кочергиной, Натальи Тяжельниковой и Татьяны Бессарабовой — лежит действительно огромная работа: если раньше к мероприятиям оформлялась лишь сцена, то сегодня абсолютно для каждого представления создаётся отдельный эскиз, поддерживающий общую идею праздника и включающий в себя дизайн всех помещений, доступных зрителю, вплоть до буфета! Ну, и сцену, разумеется, никто не отменял… Хочется отметить, что даже при нашем очень насыщенном рабочем графике художники умудряются не повторяться, отыскивая всё новые идеи, придумывая всё новые комбинации оформления и осваивая новые технологии.
А.С.: — В постоянной связке с художественно-постановочным отделом работает и Александр Артемьев, наш машинист сцены. Во многих учреждениях культуры по области такую должность в последние годы упразднили, но «Современник» сохранил её, и это, на мой взгляд, очень важно.
Ведь именно машинист сцены во время представления является, если хотите, директором закулисного пространства: именно он знает, как работает любой элемент, придуманный художниками вместе с режиссёром, знает, куда и когда должен перемещаться реквизит и декорация.
Александр — человек очень увлечённый: основное его место работы — на комбинате «Электрохимприбор», а «Современнику» он с готовностью отдаёт всё своё свободное время, за что мы, разумеется, очень ему благодарны. В этом отделе работает и ещё один уникальный человек — бутафор-декоратор Александр Новиков. Обладая двумя высшими образованиями, он поднял работу по изготовлению декораций и реквизита на новый качественный уровень. Но главная его черта — безотказность и готовность прийти на помощь в любую секунду. Такой же «палочкой-выручалочкой» является, кстати, и Галина Анварова — ветеран и «легенда» нашего учреждения. Выйдя на пенсию, Галина Николаевна не бросила любимый (и любящий её) коллектив, и если она задействована в подготовке того или иного мероприятия, можно быть уверенным — всё, что зависит от неё, будет сделано при любых обстоятельствах. О надёжности и ответственности наших работников можно рассказывать очень долго.
М.И.: — Неоценимое значение в подготовке мероприятий имеет и отдел звукообеспечения. В наше время ни солисты, ни оркестры, ни хоры уже не выходят на сцену без сопровождения звукооператоров. Руководитель отдела — Михаил Булатов, 19 лет проработавший в «Современнике», и его сотрудники — Артём Сычёв, Роман Голубев и Николай Еремеев — держат планку качества своей работы на очень высоком уровне: многие столичные гастролёры искренне удивляются, откуда в провинции берутся столь грамотные специалисты, способные добиться достойного звучания, имея в распоряжении не самую новую и не самую дорогую технику. Ещё одна отличительная черта наших звукооператоров — равное, одинаково серьёзное отношение ко всем артистам: будь то юные вокалисты, академический хор или приезжие «звёзды». Что же касается звукового сопровождения мероприятий — это всегда подобранная под конкретное представление программа, и в этом вопросе тоже нет ненужных приоритетов: над детскими игровыми массовками наши специалисты работают ничуть не менее ответственно, чем над крупными городскими праздниками.
А.С.: — Столь же важным, как звук, является для зрителя и соответствующее световое оформление. Наша служба художников по свету в этом плане становится своего рода «заложником» телевидения: зритель, привыкший смотреть трансляции концертов с лучших площадок страны, приходя в наш зал, хочет, чтобы и здесь было «как там», не вдаваясь в вопросы стоимости оборудования и организации работ. Осветители СКДЦ, надо сказать, вполне успешно удовлетворяют эти запросы аудитории. Если в прежние годы основной задачей было лишь высветить солиста на сцене, то сегодня для каждого нового номера создаётся отдельная световая программа, она обкатывается, оптимизируется, доводится до совершенства — и только после этого предстаёт на суд зрителя. Бывает, что светооператоры засиживаются на рабочем месте чуть ли не до полуночи, оттачивая на пустой сцене номер, держа все перемещения артистов лишь в памяти. Конечно, работа со светом в наше время — это не просто переключение тумблеров: в распоряжении отдела — высокотехнологичное оборудование, похвастаться которым может далеко не каждое учреждение культуры.
Тем не менее работники отдела — Евгений Морошкин, Артём Подлужный и Алексей Умрилов — одинаково успешно справляются не только с творческими, но и с техническими задачами. Яркий пример незаурядных способностей наших специалистов — недавний визит ансамбля солистов московских оперных театров «Новые голоса». С собой они привезли не только видеопрограмму для выступления, но и расписанную под каждый отдельный номер световую партитуру. На концерте это было настоящее зрелище: светооператоры в четыре руки, читая «с листа» пожелания гастролёров, «вживую» создавали на сцене необходимую картинку. Всё это, конечно, остаётся вне поля зрения публики, но именно так и рождаются настоящие представления!
М.И.: — За кулисами, чаще всего, остаются и костюмеры, а ведь от результатов их работы во многом зависит успех любого мероприятия! Ольга Куткина, Елена Соколова и Ольга Прядеина умудряются не только содержать в порядке немалый, прямо скажем, гардероб СКДЦ, но и выполняют, по возможности, целый ряд непрямых своих обязанностей: кроят костюмы, декорируют их, дежурят за кулисами на концертах.
Ну многие ли костюмеры по стране могут похвастаться тем, что прямо во время выступления сумели подшить брюки, да не кому-нибудь, а артисту из столицы — солисту группы «Бутырка»! А наши — могут!
Кстати, именно костюмерный цех — один из тех, пожалуй, уголков «Современника», куда никогда не попадёт наш зритель. И в этой связи мы можем с гордостью приоткрыть некую завесу тайны — наши костюмеры оснащены сегодня по последнему слову: реконструкция Дома культуры позволила нам организовать достойные складские помещения, в цехе современное швейное оборудование, хорошие раскроечные столы, гладильная доска снабжена вакуумным присосом — ткань, положенная на неё, не скользит и не скатывается. Впрочем, не только в технических новинках причина успеха костюмеров — как и многие другие наши сотрудники, они с готовностью жертвуют, по необходимости, даже личным временем, чтобы в составе одной большой творческой команды представить зрителю по-настоящему высококачественный продукт!
А.С.: — Приятно, что эта наша творческая команда пополняется — СКДЦ разрастается отделами, но это не раздувание штатов, а опять-таки шаг навстречу зрителю. Совсем недавно в структуре «Современника» появился торговый отдел: хорошо знакомый нашим завсегдатаям буфет теперь работает уже не на правах аренды, а как полноправная часть учреждения. На руководителе отдела Наталье Кривошапкиной сейчас лежит непростая задача по выстраиванию новых связей и выработке механизмов работы, но, думаю, мы с уверенностью можем сказать, что уже через год наш зритель, приходя, например, на космическое представление, сможет найти на витрине буфета не котлету по-киевски, а, скажем, котлету по-марсиански. А значит, даже в антракте общая атмосфера праздника будет сохранена, а может, даже более актуализирована.
М.И.: — Ещё одна молодая наша служба — это рекламный отдел «Современника». Его коллектив — Ольга Иноземцева, Дарья Колокольникова и Лилия Жуненко — тоже находится сейчас в поиске собственного пути, однако и у него, как нам кажется, есть довольно оптимистичные перспективы. Новые времена требуют нового похода и в рекламе, и в маркетинге нашей деятельности, поэтому в подготовке любого проекта, его анализе и расчёте эффективности именно рекламный отдел играет весьма немаловажную роль. «За кадром», если так можно сказать, остаётся и деятельность методкабинета. А между тем как раз в нём нередко обретают видимые формы многие наши идеи. «Современник» по праву может гордиться обширным перечнем подписных изданий, охватывающих практически весь спектр творческих направлений коллективов СКДЦ. Наши педагоги благодаря этому постоянно в курсе последних тенденций, технические службы держат руку на пульсе самых современных разработок, а бухгалтеры и юристы обеспечены самыми свежими нормативными документами. Руководит работой методкабинета Татьяна Копосова, и часто зритель даже не подозревает, что именно с её лёгкой руки в сценарии попадают замечательные стихи, найденные ею в одном из многочисленных сборников…
А.С.: — Рассказав так много о «закулисье» «Современника», ещё больше мы могли бы сейчас рассказать, конечно, и о наших артистах и коллективах — таких разноплановых, таких непохожих друг на друга, и вместе с тем — одинаково талантливых и неповторимых. Можно до бесконечности говорить о крепкой команде профессионалов, работающих здесь бок о бок, однако, раз речь сегодня идёт о незнакомой стороне СКДЦ, я бы хотел отдельно остановиться ещё на одном неотъемлемом элементе нашей работы — на зрителе. Ведь, согласитесь, хоть он и не выходит на сцену, а его фотографии никогда не попадают на афиши, вся деятельность «Современника» без зрителя практически не имела бы смысла. И, пользуясь случаем, хочу обратиться к тем, кто приходит на наши мероприятия: мы всегда ждём вас, ждём не только вашего прихода в наш зал, но и вашей оценки — хорошей ли, плохой ли… Нам очень важно знать, чего вы хотите, что вас радует, а что — расстраивает. И сколько бы ни говорили, что зритель традиционно «голосует рублём», более индивидуальное, более точное понимание запросов аудитории нам просто необходимо. У наших контролёров всегда можно попросить Книгу зрительских отзывов, и, поверьте, существует она не для «галочки»: высказанные в ней точки зрения разбираются на оперативках, благодаря им вносятся коррективы в работу отделов, а значит, мы вместе с вами и создаём тот самый большой Праздник, ради которого и существует «Современник»!..
М.И.: — И конечно же, мы приглашаем всех наших друзей 30 ноября в 18.30 на празднование 55-летия Дома культуры! Над юбилейной программой работает очень большой коллектив, зрителей ждут самые невероятные сюрпризы, поэтому пропускать это общее наше с вами торжество не стоит совершенно точно!