По лестнице поднималась группа четвероклашек. С ними молоденькая учительница.
– Ребята, вы в какой зал? В ответ звонким хором: «Мы – на Малышеву!»
КОСМОС
Они летели в зал естественно-научной литературы радостные, возбуждённые, в ожидании своей любимой встречи. А Лена с улыбкой встречала их у входа, и лицо её сияло любовью к этим пострелам.
– «Прямо-таки «лепят» её, то есть, наверное, правильно будет сказать – облепляют?! Каждому надо подойти ближе, притронуться к ней, подержаться за край её кофты, заглянуть в глаза и встретить её заинтересованный взгляд. Галдят, как галчата, каждый говорит что-то своё, перекрикивая соседа. Какая-то сумасшедшая куча-мала! Но какая же она удивительная, эта куча! Вожу в «Бажовку» внука вот к этой самой Елене Владимировне Малышевой, – рассказывает мне дедушка одного из мальчишек-первоклашек. – Пока ожидаю, наблюдаю за их играми, занятиями, общением, не перестаю удивляться. Скажу вам: это такой искренний интерес к детям, такая верность, такое внимание и желание общаться с ними! Целый космос тут у неё, в зале!
Надо сказать, здесь, в «Бажовке», как раз и стремятся создать в каждом зале свой космос, свою планету заинтересованности. Причём не только заинтересованности в книгах, но и в интеллектуальном общении. Дать посетителям больше, чем только книги, журналы и газеты. Расширить библиотечный статус и роль.
В «ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ»
Лена пришла в библиотеку в 2006 году. Начинала библиотекарем отделов: справочно-библиографического, комплектования, молодёжного (КУБ – «Креатив, успех, библиотека»). Сейчас – главный библиотекарь отдела естественно-научной литературы. Разумеется, карьерному росту способствовали опыт и Челябинская государственная академия искусства и культуры, которую окончила в 2003 году. Ну и личная активность, подвижность ума. Как-то поделилась: «У меня столько идей в голове роится, столько мыслей, что кажется: если начну их воплощать все сразу, головушка моя лопнет!»
Однако воплощает. Правда, «материализовавшись» (как шутит) в ином, «педагогическом поле». Вплотную занялась любимой «началкой» – ребятишками начальных классов школ. Разрабатывает для них игровые познавательные программы, прекрасно понимая, что игра, как естественная и привычная для ребёнка деятельность, обязательно вызывает у него чувство удивления, «поджигающее» интерес к процессу познания.
«ПОЖАРЫ УДИВЛЕНИЯ»
Вот и создаёт она эти «пожары удивления» своими творческо-поделочными, необычными мастер-классами из бумаги, картона, слюды и пробок, пластилина, проволоки и веток – из всего, что рядом – от оригами до инсталляций и костюмов. Создаёт своими интеллектуальными играми, нетрадиционными праздниками: «День кошек», «День Белого Медведя», «День объятий», «День Байкала» с его Ледяной библиотекой и необычной традицией – Поцелуями озера.
А потом радуется тому, что её игра позволяет каждому ребёнку, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению – они приходят из разных школ, знакомятся, дружат и общаются потом, вне школы и библиотеки, – Лена понимает это, слыша их милую болтовню и чувствуя их. Или стать более выдержанным, уравновешенным, настроенным на работу мозга, интуиции. Как, например, в маленьком состязании «Найди лису» с условием не бросаться к лисьему хвосту, увидев его, а остановиться, проявить выдержку, вежливо показать, где он, этот хвост, подождать, когда подойдут другие участники игры и подтвердят твою победу в поиске. Кстати, найти лису не просто: надо знать её образ жизни, повадки, характер. А обо всём этом Лена рассказывает в процессе игры, закрепляя полученные экспромтом знания блицами и шарадами.
– Мои непоседы-двойняшки возвращаются всякий раз из «Бажовки» другими, – делится одна из мам. – Первым делом выполняют домашнее задание от Елены Владимировны к следующей встрече. Это свято. Какое-то время сосредоточенны, внимательны, спокойны. Потом охотно помогают по дому, увлечённо рассказывают, чем занимались в «Бажовке», пытаются повторить что-то. Муж и бабушка удивляются – оказывается, они могут быть и другими, наши вьюны! А задания, кстати, серьёзные: провести, например, фотоохоту и принести на занятие интересные, сюжетные фотографии птиц, да ещё победить в конкурсе на самое «клёвое» фото ко Дню птиц, или что-то там склеить, нарезать, сшить своими руками.
ЕЁ КОТОМКИ
Лена и сама очень много делает своими руками, постоянно приходит на работу с котомками, полными «волшебства». Инсталляции в зале – её творчество: Кабинет Бажова, где есть печатная машинка, валенки писателя, его пиджак с разноцветными бантиками – знаками любви и уважения к учителю; задания для квеста «Космическая академия», огромного мира космоса и его покорителей, вопросы типа: «Как звали первую кошку, побывавшую в космосе?» (оказывается, это была француженка Фелисетт, и полетела она, заменив подготовленного к полёту, но сбежавшего кота Феликса); обтянутые шёлком мини-столики из картона, маленькие чашечки, чайнички и пластинка чая-вопроса на ниточке в каждой чашечке – для «чаепития» с Костромской Снегурочкой, которой в этом году отмечается 150 лет; новые атрибуты для Троллика Ухтяши и совёнка Савелия в детскую студию «Ух, ты!».
Её «Калейдоскоп национальной культуры» необычайно обширен и оригинален. Бывая в круизах по Волге, Лена привозит сувениры, которые можно будет применить потом в работе: Ижика, бронзовый символ города – из Ижевска, Медведя – из Ярославля, Городового – из Новгорода. Скоро в ход пойдут Хомлины – сказочные духи Калининграда. В сборе сувениров ей активно помогают коллеги, зная, что «всякое лыко у неё в строку».
И вот так, предметно, с глубочайшим погружением – о городах, людях, истории, быте, культуре народов России. Начинают дети с тактильного восприятия маленьких сувениров, их поглаживания и близкого рассматривания. А дальше – она выдаёт им всё, что принесла, нашла, прочла. Выдаёт через книгу, включая всю свою любовь к ним. «И сама она – настоящий кладезь знаний и умений!» – как отозвалась о Елене педагог 72 школы Елена Подоксёнова.
Известный психолог Даниил Эльконин, рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, подчёркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». И уникальность в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности, она – неиссякаемый источник развития личности, сфера, определяющая «зону ближайшего развития».
СОЧИНЯЕМ СТИШАТА
А что до «зоны ближайшего развития», то Лена уделяет ей колоссальное внимание. Читая, сначала сама, а потом с детьми детские книжки, она умеет выцепить самую яркую информацию, самые познавательные, порой смешные факты, добавить их известным ей или дополнительно найденным материалом. И занимается, занимается с детьми, а игра только привычная форма, дающая так много. Ведь социокультурное предназначение игры очень широко: мы – художники, и наша цель – развитие мышления, внимания, ориентации в пространстве. Вопросы-шутки развивают нестандартное мышление, слуховую память. Сочиняем стишата: тут уже и творческое мышление, и ритм, и рифма. И все одновременно – участники процесса.
Самое главное – атмосфера. Быстрая реакция на восприятие, ответное движение, слово самого взрослого, такого интересного, такого неожиданного и необычного! Одна мама пришла конкретно посмотреть на «необыкновенную Елену Владимировну», о которой беспрестанно говорил сын, и, как сказала позже, «убедилась в этой искренней доверительности и непринуждённости отношений, и этой особой атмосфере, которую создать может только талантливый воспитатель, педагог, наставник».
А доверительность и непринуждённость располагают ребят к серьёзным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Ведь как они виртуально поехали на Байкал?! Всё по-серьёзному. Сначала заказали в интернете билеты. Прочли всё о маршруте, о знаменитом озере, узнали его легенды и историю, быт северян, написали традиционное приветствие на синей ленте. Затем грамотно собрали чемоданы, отобрав только необходимые для такой туристической поездки вещи, и отправились в Екатеринбург, чтобы сесть в поезд и поехать в Бурятию, Горноалтайск, столицу Алтайской республики. Плюсом – масса знаний об Алтае, о Байкале, о местном ветре Баргузине и рыбке корюшке, о легендах и поверьях северян.
«НЕ СМОГУ БЕЗ «ОБНИМАШЕК!»
Лена – очень скромный, высокоответственный, очень требовательный к себе человек, в чём-то даже жёсткий по отношению к себе, своим обещаниям и планам. Но это не мешает ей быть необычайно творческим человеком, увлечённым своей работой с головой.
Говорит: «Мне повезло по-настоящему: люблю детей, обожаю общение с ними, никогда, наверное, не расстанусь с детской литературой и всем этим, представляете, занимаюсь на работе, дома, во всей своей жизни! Просто подарок судьбы!»
И когда сын Вадим объявил: «Если у меня будут дети, я первым делом приведу их к тебе! Только ты, мама, можешь детство превратить в увлекательную сказку!» – она ответила: «Я готова! Внуки так внуки, школьная «началка», так, значит, она, родная. Я ведь уже не смогу без этой эмоциональной поддержки моих ребятишек, без их «обнимашек» и «сражений» за моё внимание и без этих глаз, ждущих праздника!»