Великий пост подходит к концу. Завтра, в пятницу шестой недели, заканчивается сорокадневный период, установленный для покаяния верующих. В воскресенье начинается Страстная седмица – время их следования за Христом. Церковь день за днём вспоминает последние дни Спасителя на земле.
– Великий пост, называемый ещё Четыредесятница, и Страстная седмица – это разные периоды, – рассказывает настоятель храма Святителя Николая в посёлке Ёлкино протоиерей Александр Кузнецов. – Шесть недель христиане раскаиваются в своих грехах и с помощью поста стремятся очистить душу, в Страстную же неделю, постясь ещё более строго, вспоминают страдания и Крестную смерть Иисуса Христа. Вместе с Ним проходят путь от предательства Иуды, распятия, страшной смерти на кресте и погребения до чудесного Воскресения, Пасхи.
Особенность шестой недели Великого поста в этом году – выпавший на пятницу неподвижный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он всегда отмечается 7 апреля. Заканчивается неделя также великими праздниками, это – Лазарева суббота и Вербное воскресенье, которые служат переходом от сорокадневного поста к Страстной седмице.
«Радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…»
События Благовещения описаны апостолом Лукой, который рассказывает, что именно в этот день к Деве Марии явился Архангел Гавриил. «Радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…» – так начал он свой разговор с Пречистой Девой Марией. Архангел Гавриил сообщил благую весть о том, что Она родит сына – Иисуса Христа, Спасителя мира.
Благовещение празднуется ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Согласно церковному учению, человек появляется на свет уже в момент зачатия в утробе матери, а не в момент рождения. Именно в праздник Благовещения Бог принимает человеческую природу и приходит в наш мир.
Благовещение Пресвятой Богородицы имеет красивые народные традиции. Например, в этот день было принято выпускать на волю птиц, которые символизировали освобождённую от греха, как птицу от клетки, душу человека. Существует такая народная поговорка: «В Благовещение – птица гнезда не вьёт, а девушка косы не плетёт», потому что в этот день было запрещено работать.
«Лазарь Четверодневный, друг Христов»
В субботу шестой недели Великого поста Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря, поэтому она и носит название Лазаревой.
В предместье Иерусалима, Вифании, жил вместе со своими сёстрами Марфой и Марией праведник по имени Лазарь. Христос часто бывал у него дома и знал, насколько искренне верующим человеком был его друг. Однажды Лазарь очень сильно заболел и через некоторое время скончался. Его обвили погребальными пеленами и похоронили по обычаю того времени – в пещере, которую закрыли большим камнем.
Печальная весть дошла до Иисуса Христа, и Он отправился в Вифанию. Лишь спустя четыре дня после смерти своего друга Иисус пришёл к месту его захоронения. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат её уже «четырёхдневный» и смердит. И всё же камень отвалили. Христос, помолившись, громко позвал: «Лазарь! Иди вон!». И Лазарь вышел из пещеры, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», но живой. Иисус победил смерть. После этого множество людей убедились во всемогуществе Сына Божьего и приняли веру во Христа.
Именно с этого дня, видя народную любовь к Иисусу Христу, иудейские священники испугались и задумали убить Его.
Лазарева суббота, которая будет отмечаться 8 апреля, не является родительской. В следующий раз поминать усопших родных и близких мы будем только на Радоницу, через 9 дней после Пасхи – 25 апреля.
В праздник Благовещения, Лазареву субботу и Вербное воскресенье постящимся даётся послабление – в субботу разрешается употреблять в пищу икру рыб и красное вино, в пятницу и воскресенье – рыбу и вино.
Вербное воскресенье
Воскресенье, следующее за Лазаревой субботой, называется Воскресением ваий, от древнегреческого слова «вайя» ‒ пальмовая ветвь. У этого дня есть и более привычные для нас названия – Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим.
В этот день Церковь вспоминает о том, как иудеи встречали Иисуса Христа, прибывшего в Иерусалим. Незадолго до этого Он воскресил четверодневного Лазаря, поэтому встречали Его как мессию, пророка и великого чудотворца. Иисус ехал верхом на осле. Взрослые и дети пели и ликовали, устилая дорогу перед Христом своими одеждами, ветвями пальм и цветами. Поэтому и православные христиане на этот праздник тоже приходят в храм с ветвями в руках. Правда, у нас это не пальмы, а веточки вербы. Но суть этого символа – та же, что и две тысячи лет назад в Иерусалиме: ветвями верующие приветствуют Иисуса Христа, вступающего на Свой Крестный Путь.
Веточки вербы освящают в храмах два раза – в субботу вечером и в воскресенье утром. Освящённые ветви бережно хранят на протяжении года, как защиту дома от бед и напастей.
Начало Страстной седмицы
Уже в воскресенье вечером в храмах начинаются службы Страстной седмицы, которая является центром церковного года. В эту неделю особенно строго соблюдаются все церковные запреты. Название её происходит от слов «страсть», «страдание». День за днём Церковь вспоминает последние дни Иисуса Христа на земле, о страданиях, причинённых Ему людьми, ради спасения которых Он явился в мир. Все дни Страстной седмицы носят название «Великих» – Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда… Каждый день проходит особая служба, имеющая свой, особый, смысл.
В четверг, после Тайной вечери, Иисус Христос с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Он стал молиться. Спаситель уже знал, что это Его последние часы, Ему очень не хотелось быть одному. И Христос попросил поддержки у своих учеников: «Пободрствуйте со Мною…». В Страстную неделю обязательно нужно побывать в храме на службах. Чтобы побыть со Христом, пободрствовать вместе с Ним…