Когда у ребёнка есть выбор, полёт фантазии малыша неограничен. Это позволяет нам сделать много полезных наблюдений, одно из самых очевидных – это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет в первую очередь об эмоциональном состоянии, настроении и ощущениях ребёнка на момент рисования.
В самом раннем возрасте малыш, выбирая мелок или карандаш определённого цвета, ещё не осознаёт своё предпочтение. Примерно до 5 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным, поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и даже позже выбирается не случайно.
Количество цветов, используемых малышом, можно рассматривать с нескольких позиций. Обычно дети в рисунках используют 5-6 цветов, считается, что это нормальный показатель внутреннего психологического состояния ребёнка. Большее количество цветов свидетельствует о чувствительности и эмоциональности натуры. Если палитра рисунка бедна, значит, ребёнок испытывает негативное воздействие или ему не хватает ярких впечатлений.
Психологи говорят, что каждый из цветов в детском рисунке несёт в себе определённый смысл.
Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребёнок показывает, что в его жизни не хватает ярких впечатлений, положительных эмоций.
Если малыш использовал для рисования розовый, оранжевый, голубой и другие яркие, жизнерадостные цвета, это говорит о его спокойствии, положительном настрое и хорошем настроении.
Если ребёнок старше 3-4 лет рисует одним или двумя цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние, тревогу в данный момент.
Единичный рисунок не может полностью раскрыть состояние ребёнка. Только рассмотрев несколько рисунков, выполненных с небольшим временным интервалом, можно сделать вывод о психологическом состоянии малыша. Цвет имеет значение, лишь когда он преобладает или выделяется на фоне всего рисунка, а также если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.