Когда-то мне встретилась такая неожиданная мысль: «Стихи – это словами спетый рисунок. А настоящий поэт – и художник, и музыкант одновременно, потому что пропевает слова рифмами в нужном ритме, вырисовывая при этом нужный образ».
ПОЭЗИЯ ОБНИМАЕТ
Просто мурашки бегут по коже, когда встречаешься с этим утверждением в жизни. Встречаешься и думаешь: насколько беден был бы наш мир без живописи и поэзии, пробуждающих в душе самые не передаваемые по силе воздействия мелодии!
Поэзия обнимает, обостряя зрение, включая слух и лаская сердце. А живопись умиротворяет. Картины увлекают в мир фантазии, философии, воспоминаний и мечтаний. И это в соединении такое прекрасное ощущение!
Время всё стирает начисто,
Оставляя на листе
Только личное чудачество
В ноте, слове и холсте.
И.Губерман.
На выставке картин Лады Анкушиной «Зачем мне этот дар? Пока не знаю…», открывшейся в последние дни октября в экспозиционном зале Нижнетуринского краеведческого музея, именно так и думается. Может, потому, что я знаю Ладу как прекрасную поэтессу, не лишённую, кстати, тяги к настоящей музыке (как, впрочем, и музыкального образования). Музыки, которая бесконечно звучит у неё в наушниках, которую она с удовольствием слушает в зале «Бажовки» на виртуальных концертах мастеров искусств, на выездных концертах.
Своими необычными, глубокими и искренними стихами она делится в Клубе любителей изящной словесности, на страницах местных газет и сайтах.
Я заявляю о себе сама:
Каким бы ни был жизненный итог,
Останется не только лишь зола,
Но ещё пара добрых, лёгких строк.
А светлые и яркие свои эмоции она дарит всем, кто дорог ей и интересен, кого любит, с кем дружит. А таких людей, как оказалось, немало, судя по открытию выставки, на которое (в пандемию-то!) пришли более тридцати человек.
И там тоже Лада проявила оригинальность натуры: встречала гостей собственноручно испечённым хлебом («Хлебопечку купила. Надо же людей порадовать!»). Ну и солью – по русскому обычаю, только на современный лад: с рассказом о сортах хлеба, о том, какой вес имел он на Руси, поклоном да дарением симпатичных сувениров, специально подготовленных (опять же собственными руками) для каждого гостя – ещё одна грань её неугомонной натуры: разнообразное прикладное творчество.
Зачем мне этот дар? Пока не знаю.
Я кисти примеряю и холсты.
Слова и мысли в акварели одеваю,
Чтоб вырастить прекрасные цветы.
После открытия и просмотра выставки мне сказали: «Выставка оставила такое прекрасное послевкусие». Ещё бы, господа! Цвет, звук, стиль, волнительный образ художницы, впервые представившей миру свою, можно сказать, душу, да плюс чудесный хлебушек!
СОЛНЕЧНАЯ ДОБРОТА
– Я знаю Ладу с первого класса школы, – говорит Ирина Матвеева, директор краеведческого музея. – Всегда она была особенной. Весёлая лёгкая, искромётная на любые придумки, компанейская, она была центром нашего общего детства, а потом и юности. И всегда её отличала творческая чёрточка. Всё, за что бы она ни принималась, сияло красотой, выдумкой. А стихи – это отдельная песня. Она ими жила всегда. Я помню, частенько ловила её отсутствующий, какой-то ушедший в себя, взгляд, когда она задумывалась, что-то писала на любом листке бумаги, попавшемся под руку… Потом дарила всем, кому интересно и нравилось. Талант управлял даже её живой неугомонностью.
Да, стихи её – песня, как и сегодняшние картины. 57 интереснейших полотен, которые родились у Лады в последние три года. Без гигантомании, картины небольших размеров, некоторые без рамок. Причём родились в самых разных техниках (графика, гуашь, акварель, пуантель – рисование точками, скотчинг). И всюду она верна себе: ясному цвету, позитивным эмоциям. Посмотрите, какие яркие акварели! Никакой классической сдержанности в палитре, просто брызжут красками. Притягивают к себе, как Лада притягивает к себе людей.
Перебираешь взором экспозицию: солнечная доброта. Почему этот художник не иллюстрирует детские книги? Нет, я вспомнила о детской литературе совсем не в связи с модным сейчас примитивизмом в искусстве. Да, сюжеты её наивны иногда (как в «Рождественских совушках»), даже философичны (как в «Ангеле над городом»), просты и незамысловаты, но совсем не примитивны.
Купола церквей и тонкие, изящные натюрморты, рыбы, плещущиеся в синеве океана, и хитрющие коты, крылатый Пегас и уголки детства, уютные, как лубочные домики. Много цветов и птиц.
Кто же запретит нам летать,
Даже если близок финал?
Не переставайте мечтать,
Будет запасной вариант.
Необычны подписи к картинам и нетрадиционный подход иной раз к сюжету. В «Яблоневый цвет», наверное, не стал бы так внимательно вглядываться, если бы не название. Огромный цветок, физалис, ну и где яблоня? А она – в белых лепестках, порхающих над цветком, как лебединый пух, и невесомо оседающих на лепестках цветка.
И всюду, всюду – солнечная доброта.
КАРТИНКИ ИЗ ЖИЗНИ…
…Так Лада говорит про свою выставку. Да, многие сюжеты она пропускает через себя. «Маковое поле», например. Нет, далеко не пастораль. Деревенский домик, простор, цветы, грусть, хоть и светит солнце, какие-то воспоминания… Начинаешь видеть дальше.
Ах, как хотелось мне сорваться
В гитарный омут с головою!
И навсегда с тобой остаться…
Хотелось очень, я не скрою.
Но скоро запоют метели
И заметут всё то, что снилось.
Мы просто вместе быть хотели.
Но не смогли… Не получилось.
Всё меньше улыбок и больше прощаний,
Нам эта пора не даёт обещаний
На сладкую негу да жаркие споры…
У осени поздней свои разговоры.
И ночи длиннее, и память тревожней.
И вдруг понимаешь: вернуть невозможно
Счастливых моментов ушедшего дня.
Но будут другие, ведь всё же не зря
Цвело и кружило прекрасное лето!
Зимою студёной мы вспомним об этом.
А в прозе она говорит: «Постоянно хочу дарить тепло и радость, смех и лёгкие слёзы, правдивые желания, искренние эмоции. Маленькие, сладкие всполохи души».
ДОРОГИЕ НАШИ «ДВОЙНИКИ»
Мы знаем: искусство – особый способ познания и отражения действительности посредством художественных образов. Это особый стиль мышления и восприятия мира, полёт фантазии и своеобразное изложение своих эмоций. Совсем не случайно Президентом России Владимиром Путиным предстоящий, 2022 год объявлен Годом народных искусств, широкого и разнообразного прикладного творчества.
В наше тяжёлое время перемен и катаклизмов только оно, творчество, способно смягчить сердца и души, вселить веру в долговечность и жизненную необходимость всего прекрасного, чем только может быть занят и что может производить человек. А могут люди многое.
Кругом твердят: «Не торопитесь жить».
Но как, ответьте мне, не торопиться?
Ведь неизвестно, что там, за границей,
Не знаем мы, когда прервётся нить.
А вот художник и поэт – эти два человека в одном – тем и отличаются от обычных людей, которые творчеством практически не занимаются. И таких «двойников» в нашей истории немало. Изящные графические рисунки Александра Пушкина, как признано, это ещё одна, другая форма выражения и восприятия мира. У поэта и пейзажиста Михаила Лермонтова более 400 превосходных акварелей. Тарас Шевченко запомнился станковой живописью, графикой, монументально-декоративными росписями и скульптурами. Он и из крепостных себя выкупил благодаря талантливым рисункам. Все помнят «Окна РОСТА» рекламиста и поэта Владимира Маяковского. Юрий Коваль освоил особый жанр деревянной скульптуры…