Сегодня для получения знаний российским человеком нет преград. Но, согласитесь, если с детства не поддерживать тягу к знаниям, не направлять любопытство ребёнка в русло созидания, не культивировать в нём таланты, образовательный уровень не будет расти. А мы хотим видеть своих детей образованными, целеустремлёнными и обязательно достигшими в жизни определённых успехов.
В наши дни только ленивый не ругает систему образования. А между тем конкурсы на поступление в престижные вузы не ослабевают. Не секрет, что российской экономике не хватает «технарей», качественных кадров инженерно-технического профиля, а для таких высокотехнологичных областей, как Росатом, залогом создания новых технологий становятся глубокие знания в области естественных наук, инженерии и математики.
Лесной, как город присутствия Росатома, может гордиться тем, что Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», в котором имеют возможность учиться выпускники наших школ, согласно рейтингу самых престижных вузов страны, входит в тройку лидеров с самыми высокими проходными баллами. А Госкорпорация «Росатом» возглавила Рейтинг лучших работодателей России по итогам 2020 года крупнейшей в стране кадровой платформы HeadHunter. Число участников рейтинга превысило 500.
Росатом интересуют выпускники школ, ориентированные на инженерно-технические специальности, способные к техническому творчеству и инновационному мышлению, проявляющие интерес к вопросам ядерной энергетики и высоких технологий. Для таких старшеклассников ежегодно проводятся профильные всероссийские олимпиады и конкурсы научных работ школьников. Их победители и призёры получают льготы при поступлении в вузы.
Проект «Школа Росатома» – это масштабная инициатива Госкорпорации «Росатом» по развитию систем образования в городах присутствия предприятий Госкорпорации. Она заключается не только в финансовой и учебно-методической помощи ряду учебных заведений высокого образовательного уровня, особенно в области физико-математической подготовки, но и в создании инновационной образовательной инфраструктуры, своего рода сетевой лаборатории, для обеспечения современного доступного качественного образования детям, проживающим на территории городов – участников проекта. Инструментом такой деятельности и является создание сети «атомклассов» в школах, заявившихся на проект, каждого города-участника. В Лесном два таких образовательных учреждения: лицей (директор Наталья Решетова) и школа № 64 (директор Евгений Болдырев).
– Атомкласс – это новая образовательная среда, в которой имеет возможность заниматься каждый школьник данного учреждения, – рассказывает начальник управления образования в Лесном Алексей Парамонов. – А дети, которые заинтересованы в более глубоком изучении предмета, получают эту возможность. За счёт средств Росатома мы приобрели техническое обеспечение и мебель для атомклассов, а городской бюджет оплатил переоборудование помещений под них в соответствии с проектами. Это трансформируемая и многофункциональная среда, где мебель легко перемещается, а пространство можно делить или объединять для удобства обучения. Такой современный способ организации образовательного процесса, безусловно, сказывается на качестве обучения. С направлением атомкласса образовательное учреждение определяется самостоятельно. В лицее он создан на базе кабинета химии. Следующим шагом будет оборудование класса биологии. В 64 школе пространство «завязано» на инженерные технологии – 3D-моделирование, прототипирование и др. Несмотря на то, что атомклассы в Лесном открыты недавно – два-три года назад, уже можно сказать, что у нас возросло число участников и призёров как муниципального, так и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Притом что результаты сдачи ЕГЭ в лицее достаточно высоки, в этом году средний балл по химии здесь повысился. В 64 школе показатели ЕГЭ по математике, физике, информатике остаются стабильными. Надеемся, что обучение в атомклассах скажется и на проценте поступления в вузы.
Это очень серьёзный шаг вперёд для школы, это новые технологии и в педагогической работе. Так, именно на базе атомкласса в 64 школе в своё время было установлено оборудование для дистанционной работы, что позволило безболезненно перейти на онлайн-обучение в условиях пандемии.
Как говорится, лучше раз увидеть, чем десять раз услышать. Директор лицея Наталья Решетова возглавляет образовательное учреждение всего год, но здесь она не новичок, работала до этого завучем. Молодая, энергичная, она с увлечением провела для нас экскурсию по местам гордости лицея.
Финансирование создания атомкласса получено лицеем в 2019 году. Открылся он 1 сентября 2020 года.
– Наш атомкласс – единственный во всей сети – а их уже больше пятидесяти у проекта «Школа Росатома», – который имеет химико-биологическую направленность, – начала свой рассказ директор. – Потому что химия и биология у нас преподаются углублённо очень давно. В лицее в учебные планы старшеклассников включены курсы по выбору – «Исследовательский практикум по биологии» и «Лабораторный химический анализ». Разработаны программы по развитию компетенций чемпионата WorldSkills. В 2020-2021 учебном году учащиеся лицея стали призёрами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии. Ежегодно мы проводим мероприятия для всех участников сети Атомклассов. В этом году организовали химический турнир «Элементариум». В марте реализовали образовательную программу «Магия открытий» для учащихся начальных классов, посвящённую 60-летию первого полёта в космос. Предлагаем освоение программы химии на углублённом уровне в сетевой форме для школ города. А ещё в 2018 году с помощью «Школы Росатома» мы построили на базе бывших мастерских «Открытое образовательное пространство» площадью 516 кв. м, имеющее инженерную направленность на физику, технологию, где стоят станки, 3D-принтеры и другое оборудование, например, для занятия домоводством.
Когда мы зашли в это здание, стоящее за лицеем, кроме восторга от увиденного, у меня была ещё одна мысль: я хочу здесь учиться. В наше время мы даже мечтать о таком не могли – это школа будущего. И она – здесь и сейчас, доступная нашим детям!
А потом мы с Натальей Владимировной вошли в большую, светлую аудиторию на пятом этаже лицея, оборудованную на самом современном уровне. В смежной комнате располагался большой лабораторный комплекс.
– Атомклассы софинансируются из муниципального бюджета (ремонт помещений) и по программе «Образование и производство: энергия будущего» (ЭХП). Для атомкласса мы закупили оборудование, которое позволяет в условиях школы проводить серьёзные лабораторные исследования, – продолжила Наталья Владимировна. – На открытие мы пригласили экспертов – специалистов из лаборатории комбината «Электрохимприбор», которые дали нашей работе по оборудованию атомкласса в соответствии со всеми стандартами высокую оценку. Наши основные предметы – физику и математику – мы не оставляем и также углублённо преподаём на базе этого класса.
В аудитории, где можно работать по одному и группами, с мобильным демонстрационным оборудованием, предусмотрены мобильные компьютерные устройства и портативные химические лаборатории для каждого ученика и педагога, 17 ЛабДисков по химии, физике, биологии и естествознанию. Всё это позволяет делать процесс обучения не только современным, но и интересным.
– По стандарту, дети у нас выбирают для углублённого изучения не менее двух предметов из перечня: математика, физика, химия, информатика, биология. Таких школьников у нас в восьмых-девятых классах по 50 человек, в десятом – 36, в одиннадцатом – 37. С седьмого класса по этим предметам увеличивается количество учебных часов. Наша цель – довести сдачу ЕГЭ по этим предметам до 100%. Мы достигли этой отметки. 81,8% (против заявленных 70%) наших учащихся атомклассов поступают в профессиональные образовательные организации, требующие изучения на углублённом уровне математики, физики, химии, биологии и информатики. Также по всем параллелям, начиная с восьмого класса, выполняются требования, чтобы не менее 10% учащихся атомкласса были призёрами и победителями муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Всем этим стандартам мы должны соответствовать, чтобы оправдать финансирование обучения в атомклассах. Вместе с 64 школой мы входим в десятку лучших.
Кроме того, в течение учебного года для учащихся сети атомклассов проводятся дистанционные мероприятия в соответствии с планом и их направленностью. По результатам участия составляется рейтинг среди всех атомклассов и выдаются бонусы. Например, поездка ребят в «Артек» или «Орлёнок». Это, безусловно, мотивирует детей на успешную учёбу.
Итак, атомклассы открыты и успешно функционируют. С помощью атомклассов многие школьники в городах присутствия Росатома получат качественное образование, найдут своё любимое дело и твёрдо