По поручению Президента Российской Федерации от 26 апреля 2013 года № Пр-936 в День Конституции Российской Федерации проводится общероссийский день приёма граждан.
Прокуратурой ЗАТО г. Лесной приём граждан организован 12 декабря с 12.00 до 20.00:
— прокурор ЗАТО г. Лесной Сергей Викторович Волков ведёт приём граждан в ДК «Родник» по адресу: пос. Таёжный, ул. Культуры, 6;
— заместитель прокурора ЗАТО г. Лесной Степан Владимирович Филипенко ведёт приём граждан в кабинете № 6 прокуратуры ЗАТО г. Лесной по адресу: ул. Белинского, 27;
— заместитель прокурора ЗАТО г. Лесной Татьяна Павловна Калетина ведёт приём граждан в кабинете № 8 прокуратуры ЗАТО г. Лесной по адресу: ул. Белинского, 27.
Как грамотно обратиться в органы власти?
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) является единственным действующим законодательным актом, специально посвящённым порядку рассмотрения обращений граждан.
Что необходимо знать гражданину, чтобы своевременно получить ответ на своё обращение?
Гражданину необходимо:
- указать в обращении свои фамилию, имя, отчество и почтовый или электронный адрес, по которому он ожидает ответ;
- написать текст разборчивым почерком, а лучше набрать на компьютере, чтобы у чиновника не было соблазна отписаться замечанием о том, что обращение «не поддаётся прочтению»;
- привести новые доводы или обстоятельства в очередном обращении в тот же орган (к тому же должностному лицу), если ранее многократно давался не устраивающий его ответ на обращение по тому же вопросу.
Что не допускается в обращении?
- Выражать негативные эмоции по отношению к какому-либо чиновнику или деятельности органа в целом (то есть употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи);
- обжаловать судебное решение: такая жалоба будет возвращена гражданину с формальной отпиской о порядке обжалования судебного решения по подведомственности и подсудности.
Какие сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?
Сроки рассмотрения письменного обращения (независимо от способа его поступления — по каналам связи или в ходе личного приёма) — 30 дней с момента регистрации обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа ещё на 30 дней (например, при необходимости получения ответа на направленный запрос).
О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлён.
Какая ответственность, кроме дисциплинарной, установлена за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления?
Нормами ст. 13-14 Закона установлена ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Как правило, до недавнего времени данная ответственность являлась дисциплинарной. Федеральным законом от 11.07.2011 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» глава 5 КоАП РФ (административные правонарушения, посягающие на права граждан) дополнена статьёй 5.59, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Дело по этой статье может быть возбуждено в следующих случаях:
1) при нарушении прав граждан на рассмотрение обращений, указанных в пп. 1-3 ст. 5 Закона;
2) при нарушении сроков регистрации и перенаправления обращения для рассмотрения по существу в другой государственный орган, установленных чч. 2-4 ст. 8 Закона;
3) при нарушении запрета направлять жалобу гражданина должностному лицу, чьи действия обжалуются (ч. 6 ст. 8 Закона);
4) при нарушении сроков рассмотрения обращений граждан, установленных ст. 11, 12 Закона.
Субъектами, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, являются только должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
Организации всех форм собственности, а также их должностные лица не являются субъектами, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, поскольку на них не распространяются требования Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», касающиеся порядка и сроков рассмотрения обращений граждан.
Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений и жалоб?
Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру по месту расположения органа (организации, учреждения), либо в суд.
Возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ вправе прокурор.
Татьяна КАЛЕТИНА,
заместитель прокурора ЗАТО г. Лесной, советник юстиции.