Доходная часть
Планируется, что в 2025 году доходы в бюджет Лесного составят 3 800,7 млн рублей, что на 35 млн рублей меньше уточнённого плана бюджета города на 2024 год. Городской бюджет формируется из налоговых и неналоговых поступлений, а также за счёт безвозмездных поступлений.
Основным изменением, которое повлияло на формирование доходной части бюджета, стало то, что в 2025 году городской округ утратил возможность компенсировать дополнительные расходы, связанные с режимом безопасного функционирования закрытого административно-территориального образования, за счёт средств дотации из федерального бюджета, поэтому в структуре безвозмездных поступлений 2025 года данный показатель отсутствует. В 2024 году размер этих дотации составлял 47,8 млн рублей.
Налоговые и неналоговые доходы в 2025 году составят 1 316,8 млн. рублей, что сопоставимо с ожидаемой оценкой исполнения бюджета города по налоговым и неналоговым доходам в 2024 году. В бюджете на 2025 год учтён норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в общем объёме 43%, в том числе дополнительный норматив, установленный Министерством финансов Свердловской области, составил 27%.
Снижение поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения в 2025 году, прогнозируется на отметке в 26 млн. рублей. Это связано с уменьшением дифференцированного норматива отчислений в бюджет города до 54,5%. Для сравнения, в 2024 году аналогичный норматив отчислений в бюджет города составляет 83,5%.
При прогнозировании доходов от продажи и использования имущества заложен ожидаемый эффект от взыскания дебиторской задолженности прошлых лет.
Расходы
Расходы бюджета на 2025 год запланированы в сумме 3 934,2 млн рублей.
Как и в предыдущие годы, бюджет сформирован в программной структуре. На долю девятнадцати муниципальных программ приходится 93% всех расходов бюджета. Основным направлением бюджетной политики в 2025 году, как и в предыдущие годы, является сохранение финансовой стабильности и преемственности определённых ранее приоритетов в расходной части бюджета.
Расходы бюджета направлены, прежде всего, на решение социальных задач, создание, поддержание, развитие социальной инфраструктуры. Половина бюджета – это расходы на образование – 1 974,8 млн рублей (50,2%). При плановом совокупном объёме расходов на образование, культуру, спорт, молодёжную и социальную политику в 2025 году предусмотрено 2 835,3 млн. рублей. Доля таких расходов в общей структуре расходов составила 72,1%, что подтверждает то, что бюджет муниципалитета социально направленный.
Снижение показателей
Доходы и расходы бюджета на 2025 год планируются ниже уровня оценки исполнения текущего года: по доходам – на 2,6%, по расходам – на 3,5%. Снижение доходов и расходов бюджета не является показателем снижения обеспеченности расходных обязательств городского округа, поскольку в течение года будет производиться уточнение параметров бюджета за счёт безвозмездных поступлений.
В условиях оптимизации бюджетных расходов важно ежеквартально оценивать ключевые показатели деятельности муниципальных учреждений по оказанию платных услуг и искать пути повышения эффективности данной деятельности.
Дефицит
Дефицит бюджета на 2025 год составил 133,5 млн рублей.
Бюджетная политика выстроена с учётом необходимости покрытия дефицита в целях сохранения сбалансированности бюджета.
Дефицит бюджета обусловлен повышением инвестиционной направленности расходов бюджета на капитальные вложения объектов муниципальной собственности, в связи с проведением ремонтных работ зданий и учреждений сферы образования, а также в связи с затратами на благоустройство общественных территорий, с последующей передачей объектов благоустройства в муниципальную собственность.
Сергей Черепанов, глава городского округа «Город Лесной»:
– Город входит в новый год с главным финансовым документом. Принятый бюджет сбалансирован и социально ориентирован. Начинается ещё более ответственный этап работы – исполнение бюджета. В течение года будут корректировки с учётом приоритетных задач, стоящих перед городом. Уверен, совместными усилиями реализуем все намеченные планы.
Отмечу, благодаря кропотливой совместной работе администрации, Думы, Счётной палаты, бюджетных учреждений города бюджет составлен и сформирован рационально.
Татьяна Потапова, председатель городской Думы:
– Администрацией, Думой и Счётной палатой городского округа велась совместная работа по формированию бюджета города на ближайший трёхлетний период. В формате депутатских комиссий с участием главных распорядителей бюджетных средств обсуждены основные направления бюджета. На согласительной комиссии администрации и думы уточнены контрольные цифры проекта бюджета, определены приоритеты.
Главный финансовый документ – объективный, соответствует реалиям сегодняшнего дня.
Ирина Кунникова, начальник Управления по финансам и бюджетной политике:
– При определении основных параметров бюджета на 2025-2027 годы администрация и Дума города исходили из необходимости проведения взвешенной бюджетной политики и сохранения преемственности определённых ранее приоритетов в расходной части бюджета и необходимости реализации первоочередных задач, связанных с обеспечением устойчивого развития города, сохранения социальной направленности бюджета городского округа, а также продолжения выполнения расходных обязательств, принятых в 2024 году.
Несмотря на ужесточение бюджетной политики и применение существенных коэффициентов оптимизации, при планировании расходов на 2025 год по многим направлениям расходов сохранён уровень финансового обеспечения муниципальных учреждений текущего года, что является положительной тенденцией.
Наталья Махлягина, председатель Счётной палаты городского округа:
– Счётной палатой проведена экспертиза проекта бюджета города на 2025 и плановый период 2026 и 2027 годов. Принятый бюджет отвечает принципам полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита, сбалансированности бюджета, прозрачности.
В 2025 году уточнение параметров бюджета также будет производиться с учётом необходимости финансирования приоритетных направлений, вошедших в протокол согласительной комиссии. Главным распорядителям бюджетных средств и учреждениям следует взвешенно подходить к формированию перечня первоочередных мероприятий, с учётом реальности их выполнения в течение финансового года.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на трёхлетний период сохраняют приоритеты прошлых лет – это развитие доходной базы, обеспечение сбалансированности бюджета, финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учётом их оптимизации и сокращения неэффективных расходов.
Депутаты городской Думы единогласно утвердили бюджет Лесного на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.