Так или иначе, регулярно мы совершаем покупки в сетевых магазинах. Оплата товара – заключительный и самый важный этап совершения покупок. Как правило, к кассе мы подходим уже уставшими, с большим желанием скорее покинуть магазин и прибыть домой. К сожалению, таким настроем покупателей иногда пользуются недобросовестные кассиры: уставший покупатель – идеальный объект для обмана.
Видимость пробитого товара
Кассир, иногда «забывает» включить некоторые коды. Смысл заключается в том, что кассовый аппарат не учтёт продажу товара, если не знает его уникальный код. Когда пробивается товар, кассир делает так, чтобы покупатель не дождался чека («зависает» кассовый аппарат, необходимо сменить ленту и т.п.).
Разумеется, подобный сценарий разыгрывался с теми, кто внешне похож на невнимательного покупателя. Поскольку деньги по итогу заплачены, а товар по кассе не пробит, кассир в конце дня может забрать себе излишек наличности.
Конечно, основной убыток несёт в таком случае магазин: товар продаётся, а деньги в кассу не поступают. Но и покупатель в таком случае рискует: доказать покупку товара именно в этом магазине будет крайне сложно без чека.
Лишние товары в чеке
Это, пожалуй, один из самых распространённых способов махинаций. Схема нацелена на тех, кто приобретает за один раз большое количество товаров, несколько штук одного и того же (например, корм для животных) и при этом очень спешат. Высока вероятность, что такие покупатели не будут досконально изучать полученный чек. Поэтому кассир, применяя ловкость рук, вместе с товарами, которые на ленте, пробивает ещё один штрих-код (он припасён заранее или вводится вручную по памяти).
Если покупатель вдруг видит лишний товар в чеке, кассир просто делает возврат, ссылаясь на то, что «случайно» попал товар из чека предыдущего покупателя. Но чаще никто ничего не замечает.
Есть и другая вариация той же схемы – в чек включается не лишний товар, а просто один товар заменяется на другой, более дорогой. Затем чек аннулируется либо полностью, либо частично, а неучтённая сумма идёт мимо кассы.
Или кассир пробил все товары, но вдруг покупатель вспоминает, что забыл совершить ещё одну покупку. Кассир же специально закрывает чек, чтобы покупатель оплатил забытую покупку отдельно, и лучше наличными. Вторая покупка уже не проводится через кассу, а покупатель в спешке этого не замечает.
Возврат денег с помощью бонусов
В сетевых магазинах, которые ведут свою бонусную программу лояльности, многие кассиры имеют свои карты. При этом бонусный счёт они пополняют с помощью покупателей, подменяя их карту на свою личную при зачислении бонусов с покупки, или пользуются тем, что у покупателя вовсе нет бонусной карты. А после баллы обмениваются на реальный товар.