Легко ли покупателю нарваться на хамство со стороны продавца? К сожалению, совершенно не сложно. И не важно – утро это, день или вечер – получить долю недовольства можно в любое время суток и в любой день недели.
Да, странных покупателей с неадекватными запросами много, но и хамоватых продавцов хватает. Причём это касается не только сферы торговли, но и других видов услуг.
Так, в прошлом году в консультационный пункт Качканарского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Свердловской области» поступило 1031 обращение по вопросам защиты прав потребителей. Люди жаловались на несоблюдение сроков исполнения работ, ненадлежащее качество, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Нарушения прав потребителей зафиксированы в сферах предоставления жилищно-коммунальных, транспортных, туристических, медицинских услуг, а также услуг связи.
В сфере розничной торговли наибольшее количество обращений связано с ненадлежащим качеством сложно-технической продукции, навязыванием дополнительных услуг при продаже автомобилей, мебели, мобильных телефонов, несоответствием цены на реализуемую продукцию, указанной на ценнике и при расчёте на кассе.
Так случилось и с 80-летней лесничанкой, которая зашла в «копеечный магазин у дома» по улице Юбилейной. Лидия Михайловна (имя мы изменили) купила продукты и, глядя в кассовый чек, усомнилась в цене некоторых из них. Её не устроила плата за «заморозку», и женщина захотела вернуть товар. Видимо, это стало «последней каплей терпения» консультанта…
Молодой человек, который даже не соизволил представиться, на повышенных тонах потребовал от пенсионерки паспорт, грозил полицией и заставил написать заявление на возврат товара, а деньги решил вернуть только через 10 дней. Зачем нужна была полиция, если товар уже оплачен – не известно, но, видимо, так ему хотелось.
Встревоженная Лидия Михайловна, в силу возраста, не стала перечить, согласилась всё подписать и в самых расстроенных чувствах вышла из магазина, оставив там «заморозку». В полуобморочном и стрессовом состоянии дома её застала дочь, которая сумела-таки вразумить директора магазина выплатить пенсионерке потраченные деньги.
Мы обратились в Роспотребнадзор, где нам сообщили, что покупатель вправе вернуть товар в магазин, тем более, если он был приобретён в этот же день и в этой же торговой точке.
Точно так же, совершенно законно, можно принести в магазин просроченный товар и вернуть за него деньги. Ни о каких десяти днях речи не идёт, так как такого правила нет. Денежные средства должны вернуть в день возврата товара.
К сожалению, специалисты Роспотребнадзора не могут прибыть на место продуктового конфликта, погрозить пальцем, заставить нерадивого продавца извиняться перед пожилым человеком и обязать продавца вернуть деньги.
НАРУШАЮТ? ЖАЛУЙТЕСЬ!
Роспотребнадзор запустил «горячую линию» по защите прав потребителей. С 14 по 24 марта специалисты будут отвечать на вопросы граждан, помогут в оформлении претензий в адрес организаций, а также расскажут об особенностях проведения надзорных мероприятий.
Консультацию можно получить по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8(800)555-49-43 (звонок бесплатный), или по телефонам 8(34344) 2-53-00 (доб.6953), +7(991)199-40-31.
Но, если специалисты Роспотребнадзора увидели основание для обращения в суд и то, что решение окажется в пользу потребителя, создаётся исковое заявление, с которым специалисты отправятся в суд.
Только есть один существенный нюанс – без письменного заявления с пострадавшей стороны судебное производство не начнётся.
Так, в 2022 году Консультационным пунктом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Свердловской области» составлено 15 исков в суд – в защиту конкретного потребителя, как на безвозмездной основе, так и на платной. По итогам судебных заседаний в пользу потребителей присуждено более 1 млн рублей, из них компенсация морального вреда составила 45 тысяч рублей.
Консультационный пункт Качканарского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Свердловской области» напоминает: для того, чтобы потребители могли в полной мере реализовать своё право на получение консультационной помощи, созданы все условия. С этой целью функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (zpp.rospotrebnadzor.ru), где каждый может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений.
Для консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей непосредственно в Управлении работает информационно-справочная телефонная линия, на сайте Управления создана ссылка на единый портал для подачи и приёма обращений граждан.