Она маленькая и компактная, эта выставка лесной скульптуры «вторая жизнь дерева». Но оставляет в душе большое чувство восхищения. а ещё – просто осязаемое тепло.
Тепло идёт от цвета дерева и корневищ – капа, из которого сделаны скульптурки, такого солнечного и приятного на ощупь. Ну и, разумеется, от самих образов: стройной Зайчихи, кокетливой Лягушки, грустного Пса, хитрого Кота, задумчивого Орла, настороженной Ласки и весёлого-весёлого Слона. Или – от Птичьего базара: на большой упругой ветке – и Лебеди вот-вот взлетят, и влюблённые Голуби, и танцующие Журавли внизу, у основания импровизированного Дерева жизни. Все они когда-то жили сами по себе. Но мастер объединил их одной мыслью, в одном месте. И теперь даже гомон слышится. Как на базаре.
— Я помню, скульптур было больше. Где ваш знаменитый Пингвин-дирижёр, где неистовый Футболист?
— Подарил. Хорошим людям, – улыбается Георгий Михайлович.
Говорят, скульптура живёт, пока к ней прикасаются взглядом, рукой, пока идёт этот невидимый обмен. А нет рядом человеческой энергетики – деревянная скульптурка, как жемчуг, умирает – темнеет ликом и сердцем. Со временем… замолкает. И славен тот мастер, которому не жаль отдавать свои творения в подарок.
Вот уже двадцать лет знакомит горожан со своим творчеством Георгий михайлович ПоПов. Именно с выставок, которые дарит мастер своим соплеменникам, широким жестом его щедрой руки, уходят многие вещи в дальние путешествия, в другие квартиры и на другие стеллажи. А мастер только радуется подобному движению своего творчества в пространстве.
Он – обычный, скромный пенсионер, в прошлом – инженер-электрик по автоматике и телемеханике, начальник одного из цехов комбината «Электрохимприбор», отдавший производству большую часть своей трудовой биографии. Но все его годы вне комбината явили городу необычного художника, обладающего редким – ассоциативным – видением и талантливыми руками.
— Что в вашем творчестве изначально, Георгий михайлович: ваша идея, заложенная в неё мысль или материал?
— Материал. Я беру в руки какой-то корень, кусочек пенька, ветку – уже со своим образом, между прочим, скрытым, правда, не каждому видным, но своим. И работаю.
— И природа, действительно, становится соавтором?
— Я бы сказал: она – автор, мастер. А я – её подмастерье. Как-то иду по лесу, смотрю: огромная собака впереди. Посадка головы такая величественная, поза такая вальяжная. Даже дыхание перехватило. И только спустя минуту-две понимаю: пень. Такой шикарный, художественный пень. Хоть сейчас бери и предлагай на выставку скульптур. Но слишком был большой. Оставил тогда в лесу.
— Многие образы вы «доводите» собственной фантазией и инструментом. выходит, не всегда вас удовлетворяет пластика природных форм, текстура и фактура?
— Да, у меня есть надфили, ножи, гравировальная машинка, шило, отвёртки и плоскогубцы, напильники, дрели, молоточки, кияночки, лобзики, свёрла. Кап, в отличие от дерева, такой твёрдый и сложный в работе материал, что без специального инструмента нельзя. Да и дерево требует чистки, обработки, долгого увлечённого «пыхтения», как говорят.
А насчёт фантазии Вы правы. Иной раз ты видишь какой-то образ, а окружающие – нет. Ну, не всем дано. Надо его сделать объёмным, подать. Подарить кусочку дерева вторую жизнь. Видимую. Тут подстругаешь, тут срежешь лишнее, тут глазки подчеркнёшь, носик, хвостик, тельца изгиб – вот тебе и зверушка. И все – не сразу. Иной раз найденная в лесу коряга месяцами ждёт воплощения в какой-то анималистический образ, запоминающуюся декоративно-прикладную работу.
— Направляетесь в лес за грибами, а перестраиваетесь на поиски образов?
— Специально этого никогда не делаю. Мне и так везёт. Само как-то всё в руки идёт. Вот недавно смотрю – топляк (тоже материал неплохой для поделок). Вроде, коряга бездушная. Ан, нет, присмотрелся – Лисичка в юбочке с хитренькой такой мордашкой. Также и Петуха своего увидел на дереве – тутовик, нарост такой сосновый есть, ну чистым Петухом оказался!
— А применение других материалов в параллели с главным – это вы используете?
— Мох, листья, береста. Да, было, занимался. Но это уже флористика, а не лесная скульптура и резьба по дереву. Тут свои законы, смешивать методы не рекомендуется. В общем-то, я верен скульптуре. А вот здесь добавка или убавка каких-то звеньев возможны. Иногда потрёшь в руках находку, погладишь, подумаешь… да и отложишь. Нет мыслей, уверенности. Что-то видится, но не чётко. «Болеешь» порой целыми месяцами. Пока не высветится. Потому, наверное, никогда не работаю на заказ. Во-первых, это моё и только моё, сокровенное. Ну, а во-вторых – Вы уже, наверное, поняли, почему: впереди природы и фантазии не прыгнешь.
Когда работа выношена, словно дитя, взлелеяна и закончена, он испытывает тихий восторг. Это очень сильное чувство. И присуще оно творцам и творчеству. Хочется всем показать поделку – будь то зверь, человек или тот же герб города, поговорить о ней. Собирается несколько новинок, и он идёт в музейно-выставочный комплекс (в ДК, в библиотеку…). Люди приходят на его выставку, с детьми, разных возрастов – и молодые, и пожилые, даже на инвалидных колясках как-то видел посетителей. Смотрят, расспрашивают… Восторг в душе продолжается.
Выставкам Попова почти столько же, сколько его увлечению – более двадцати лет. Столько же лет и Книге отзывов, той самой, в которой сконцентрировались самые добрые, самые благодарные слова и пожелания людей, соприкоснувшихся с его творчеством. Читаешь эти излияния сердец и думаешь: выходит, это очень нужно нам, а искусство мастера – иногда – лекарство для души. Иные записи (наброски, высказывания) о таланте сделаны настоящими талантами. Наверное, поэтому так непревзойдённо точно:
«В изгибах – руки, дерев извивы,
Немые звуки, как вы красивы!
Вас осеняет творец разумный,
Не ожидая успехов шумных.
Он привлекает, как ночью – пламя…
Господь ваяет его руками».