Карина Х: – Здравствуйте, уважаемые читатели газеты «Вестник»! Мы продолжаем познавательную рубрику «Хрустальное яблоко» для школьников и их родителей для того, чтобы пробудить интерес к Русскому языку – нашему национальному достоянию и узнать о его уникальных возможностях в современной языковой ситуации.

Карина З: – В нашей рубрике вы найдёте интересные факты об истории происхождения слов, современных словарях, а ещё мы с удовольствием ответим на ваши лингвистические вопросы.

Карина Х: – Пользователь социальной сети К. задался вопросом об истории происхождения выражения «Точить лясы/балясы». Нам показался он интересным, и мы решили провести небольшое лингвистическое расследование.

Карина З: – Оказывается, на Волге издавна славились семёновские балясники. Из осиновых плах они делали фигурные балясины для украшения перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта считалась сравнительно лёгкой и несерьёзной. «Вытачивать столбики, резать из них безделушки, головки зверей, петушков, вазы, кувшинчики, – это вам не дом ставить», – говорили про балясников люди.

Карина Х: – Постепенно этот промысел исчез, но память о балясниках осталась в живой речи. Весёлыми были они говорунами: точили балясы (или лясы) и пели, вели бойкие шутливые разговоры.

Карина З: – Поэтому выражение «точить лясы» означает: разговаривать, болтать, пустословить.

Карина Х: – Подтверждает версию происхождения и значения выражения «Толковый словарь» В.Даля, в котором есть указание на русское слово «балясы» – «россказни».

Карина З: – Есть ещё одна версия рождения выражения «лясы/балясы точить». Пришло оно из украинского языка, в котором слово «баляс» обозначает – «шум». И русская, и украинская лексемы восходят непосредственно к общеславянскому корню bal – «рассказывать», что подтверждает версию о значении выражения.

Дежурные: – Пишите в рубрику, спрашивайте, наблюдайте за речью.

Мы – разные, но всех нас объединяет русский язык!

Дежурные по рубрике – восьмиклассницы школы 64:
Карина Зезянова и Карина Хамидова.

PS: Уже в социальных сетях (https://vk.com/forsightproject)!

Фотоиз архива школы №64
Предыдущая статьяКлептомания (Продолжение. Начало в №6)
Следующая статьяКаждый маленький фантазёр – уже изобретатель

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя