Выбор профессии – дело ответственное. Ни для кого не секрет, что многие хотят устроиться на престижное место работы, иметь под рукой большой мешок денег… А, собственно говоря, что подразумевается под словосочетанием «престижная профессия»? Задайте кому-нибудь этот вопрос, перечень ответов будет примерно таков: банкир, бизнесмен, программист, юрист… Но, как говорится в одной из детских книжек: «Все профессии нужны, все профессии важны!», и профессия продавца – не исключение.
Чтобы проверить, насколько трудна профессия продавца, мы решили на несколько часов перевоплотиться в настоящих продавцов-консультантов, выполняя полноценные задания работников магазина одной из торговых сетей. И воскресным вечером декабря мы отправились в зал. Забегая вперёд, могу сказать, что мы на деле убедились: профессия продавца не такая уж и простая, как кажется на первый взгляд.
Коллектив в выбранном нами магазине попался дружный, нас доброжелательно встретили и познакомили со всеми процессами, происходящими в магазине.
Облачившись в спецформу и убрав волосы в «хвост», мы были готовы! Одну из нас направили на большой молочной отдел, где предстояло расставлять продукты в положенном порядке на полки прилавка. В коллективе основной состав работников магазина – женщины. Интересно, это же какой крепкой спиной и сильными руками должен обладать слабый пол, ежедневно таская огромные тележки с тяжёлой продукцией? Мало того, стоя у открытых холодильников, запросто заболеть: продует спину или можно подхватить простуду. Со слабым иммунитетом делать там нечего. Второй из нас на другом отделе пришлось разбирать и укладывать сахар, различные упаковки с соусами, затем по плану была сортировка конфет. Для укладки на верхние полки пригодилась специальная стремянка – всё должно быть сделано быстро и качественно, и высота не причина отходить от правил. Когда мы разобрались с первыми поручениями, нас ждало самое сложное из заданий – следовало распределить продукцию на стойках перед кассами. Да-да, это те самые конфетки, жвачки и кофе, которые все разглядывают, ожидая свою очередь в кассу. Всю эту мелочевку надо было снять с витрины, разделить её по именованиям, а потом снова вывесить в нужном порядке. Честно, на первый взгляд показалось, что с этими заданиями справятся и дети, но, попробовав, уже забываешь обо всём, а думаешь только о работе и как побыстрее с ней справиться.
Всегда думала: если работники на кассе так быстро обслуживают покупателей, то это легко, и нам тоже будет нетрудно. Наверное, все играли в детстве в кассира? Вот и мы, приготовившись к молниеносному обслуживанию покупателей, устремились на кассы. Практика показала, что без помощи опытных продавцов-кассиров нам бы не удалось толком обслужить и одного покупателя! Внести сумму в компьютер, закодировать, отбить чек, послать запрос в банк, сдать сдачу – всё это вызвало большое затруднение. При этом все эти манипуляции нужно делать быстро, чтобы у кассы не создавалась большая очередь. Под чётким руководством нам всё-таки это удалось! Кстати, работа кассира была самым интересным заданием.
Каждый день магазин посещает большое количество людей, а в порядке его содержит небольшая смена из 6–7 работников.
Люди в магазин приходят разные, и, с кем повстречаешься на этот раз, никто из продавцов никогда не ответит с уверенностью. По рассказам работников этого магазина, практически каждый день случаются какие-нибудь курьёзные и неприятные ситуации. За 2 часа работы в магазине мы успели познакомиться с разного рода покупателями: и вежливыми, и грубоватыми, и даже швыряющими пакет молока (хотя можно было его и положить!). Чего только не узнаешь, заглянув в суть этой профессии.
Не могу сказать за всех, но в детстве самым интересным развлечением было то, как мы с подругами играли в магазин. С улыбкой вспоминаются камушки, листочки – воображаемые продукты, нарисованные денежки и само времяпрепровождение. Сейчас профессия продавца почему-то утратила былую славу. Хотя и остаётся нужной, но точно не попадает в список престижных.
Терпимость, коммуникабельность и внимательность – вот те качества, которыми должен обладать настоящий продавец. В свою очередь и покупатели должны быть такими же. К сожалению, можно с уверенностью сказать – терпимости, коммуникабельности и внимательности не хватает многим покупателям Лесного. Так пусть в новом году каждый из нас пообещает, приходя в магазин, быть всегда доброжелательным и вежливым, тогда и продавец нам улыбнется!
Анастасия БУЛЫГИНА,
Анна ЛЁВКИНА.