Никита: – Здравствуйте, уважаемые читатели газеты «Вестник»! Мы продолжаем познавательную рубрику «Хрустальное яблоко» для школьников и их родителей, которая поможет объединить усилия всех горожан для того, чтобы пробудить интерес к русскому языку – нашему национальному достоянию – и узнать о его уникальных возможностях в современной языковой ситуации.
Роман: – В старинной былине об Илье Муромце есть удивительная цитата: «Слово – оно что яблоко: с одного-то боку зелёное, так с другого – румяное, ты умей его, девица, повёртывать».
Никита: – Яблоки разные, как все мы, яркие и красочные, как наша жизнь. А хрустальное оно, чтобы напомнить – обращаться с русским языком надо бережно.
Роман: – В нашей рубрике вы найдёте интересные факты об истории происхождения фразеологизмов, современных словарях, а ещё мы с удовольствием ответим на ваши вопросы.
Никита: – А вы слышали, уважаемые читатели, выражение «Копья ломать»? Интересно, что же оно обозначает?
Роман: – Обратившись к лингвистическим словарям, узнали, что фраза «Копья ломать» обозначает «бороться за что-либо; яростно спорить о чём-то».
Никита: – История выражения тянется со времён рыцарских турниров (12-13 веков). Обычно рыцарь, выходя на турнир, заявлял, что его дама сердца является самой прекрасной, и повязывал на своё копьё платок, подаренный ей.
Роман: – Доказывая своё утверждение, рыцари «сшибались» в поединке, в буквальном смысле ломая копья. Рыцарские поединки остались в прошлом, а выражение «ломать копья» применяют, когда говорят о человеке, отстаивающем свои убеждения в жарком споре.
Никита: – Интересно, что в древнерусском языке есть очень близкое выражение по звучанию и значению «преломить копьё». Его употребление зафиксировано в произведении «Слове о полку Игореве».
Роман: – Копьё всегда было символом единоборства, а в настоящее время выступает метафорой ожесточённой борьбы в дискуссии или дебатах.
Дежурные: – Пишите в рубрику, спрашивайте, наблюдайте за речью.
Мы – разные, но всех нас объединяет русский язык!
PS: Уже в социальных сетях (https://vk.com/forsightproject)!
Дежурные по рубрике – восьмиклассники школы 64:
Никита МАНДРЫГИН и Роман ГЕРЛАХ.