Речь в этом материале пойдёт об историях, которые есть у каждого квартиросъёмщика, – квартирных историях.
Итак, ничего сложного: индивидуальная квартирная история – это чёткое прохождение через Расчётно-кассовый центр ежемесячных платежей за жильё, коммунальные услуги, свет, воду, газ, электроэнергию. Если у вас в этой части всё в порядке – вы благонадёжный и ответственный гражданин, если есть задержки платежей или констатируется их полное отсутствие в течение какого-то времени, вы – должник. Статус нелицеприятный, но случаи в городе имеются, и их немало. В частности, должников в Лесном около пяти тысяч, общая сумма долга квартплаты (по данным на 1 марта 2012 г.) составляет 58 миллионов 338 тысяч рублей.
Кто-то, накопив долг в 30-40 тысяч рублей (был, например, у человека тяжёлый период – не работал, не мог оплачивать жильё), обретает, наконец, работу, начинает оплачивать квитанции по текущим платежам и радуется, что наконец-то долг уменьшается. Заблуждение! Оплачиваются текущие «жировки», а долг стоит и обрастает пенями, как снежный ком…
Пришли шестеро
Надо признать, иные горожане, задолжавшие за жилищно-коммунальные услуги, стараются, как только появляются финансовые возможности, ликвидировать накопившийся долг крупными частями или полностью, не растягивая его на месяцы. И это похвально. Но многие продолжают по разным причинам затягивать долговую историю.
Кстати, должники – самые разные: с неоплаченными счетами в сумме 180-200 тысяч рублей (это, как правило, люди, ведущие асоциальный образ жизни и не желающие навести порядок в платежах за содержание собственного жилья), а есть с долгом в 25-40 тысяч рублей – их большинство. Именно такая категория должников составляла такое же большинство в числе девяноста приглашённых на заседание жилищной комиссии в МУП «Технодом» на минувшей неделе. Пришли шестеро…
Надо сказать, «Технодом» использует массу средств для привлечения должников к ответственности. Это и письменные предупреждения квартиросъёмщиков, высылаемые сразу, как только возник долг размером в двухмесячную квартплату. Это и программа «автодозвон», в которой граждане уведомляются о возникшей задолженности. Это и комиссии, цель которых, как, кстати, и всех остальных действий, предпринимаемых «Технодомом», – снижение задолженности потребителей жилищно-коммунальных услуг в ДОСУДЕБНОМ порядке. Еженедельно и в домоуправлениях проводятся подобные заседания так называемых малых комиссий. И тоже приходят на эти заседания единицы задолжавших.
А зря. Здесь могут подсказать выход из создавшейся ситуации, привлечь помощь государства в погашении долга, предложив оформить субсидию (кстати, подробно о субсидиях – в № 11 газеты «Вестник» за 15 марта 2012 г.), ещё раз объяснят, какие необходимо для этого собрать документы. Возьмутся тщательным образом разобраться в ситуации. Например, в такой, когда матери с ребёнком второй родитель не платит алиментов потому, что не работает. В этом случае порекомендуют получить решение суда о невозможности взыскания алиментов, ещё ряд документов, и тогда появится возможность частично компенсировать квартирный долг.
В «Технодоме» могут также предоставить РАССРОЧКУ платежей, подсказать, как сэкономить, поставив энергосберегающие приборы, порекомендуют надёжную фирму по установке приборов учёта. Словом, ситуаций много и решений по ним тоже немало. Надо лишь пробовать избавляться от долгов.
Выход есть всегда
…Вот идёт заседание жилищной комиссии в «Технодоме». Первый посетитель – молодой человек, проживающий с сестрой в одном из домов по улице Ленина. Задолженность по квартплате – 32 000 рублей.
– Прошу вас, не подавайте документы в суд, дайте мне ещё какое-то время, я постараюсь погасить задолженность, – обращается он к членам комиссии.
– Ваш текущий платёж – 2400 рублей. Если мы на десять месяцев разделим 30-тысячный долг, вы сможете вносить в кассу ежемесячно сумму в 5400 рублей?
– Да, смогу. Я работаю на стройке, зарплата там стабилизировалась.
– Хорошо, пишите заявление на предоставление рассрочки. Но постарайтесь провести все выплаты в сроки, иначе нам придётся обратиться с исковым заявлением в суд.
В «Технодоме» разработана и введена программа «Должники управляющей компании», в которой чётко отслеживается задолженность лиц, все предпринимаемые меры по взысканию данной задолженности, судебное и исполнительное производство. Для снижения задолженностей потребителей ЖКУ в судебном порядке проводятся следующие мероприятия: еженедельно прорабатываются списки должников и направляются в Расчётно-кассовый центр с целью получения дополнительных справок о «движении» задолженности для подачи исковых заявлений в суд. По мере вступления в силу законных судебных решений «Технодом» получает исполнительные листы и направляет их судебным приставам для исполнения (в особых случаях судебные приставы проводят конфискацию имущества в счёт квартирного долга), а работники «Технодома» вправе предпринимать такие меры, как отключение газа, электроэнергии, воды.
В МУ «КЖКХ» «Технодом» тоже направляет списки должников – для расторжения с ними договоров социального найма и направления документов в суд для возбуждения гражданского дела о принудительном переселении должников в менее комфортное жильё. Юридически это очень хлопотная и серьёзная операция, но и такие случаи в нашем городе были.
Мер много, они действенны – особенно крайние. Но управляющая компания главным всё же считает не карательные меры, а работу с населением, разъяснение и помощь в сложившейся ситуации.
Второй посетитель заседания комиссии – молодая женщина из дома на Коммунистическом проспекте:
– В квартире, за которую я задолжала, никто не живёт. Я платила нерегулярно, вот и скопился долг почти в 30 тысяч рублей. Извините. Мы с мужем перекроем задолженность в апреле.
Комиссия фиксирует обещание в протоколе.
Третий посетитель – мужчина с улицы Сиротина, которому жёстко пригрозили судом и отключением электроэнергии: платежи за квартиру от него не поступают, а долг составляет 32 тысячи рублей.
– Мы ведь с Вами уже неоднократно встречались и составляли договор о рассрочке платежей, – напоминают ему члены комиссии, юристы компании Ирина Сивкова и Мария Кочетова. – Так в чём же дело? Даём вам ещё время до конца апреля. А там разбираться будет суд.
– И ещё позвольте дать Вам совет: поставьте приборы учёта. Я, благодаря счётчикам, экономлю на квартплате более тысячи рублей в месяц, – советует мужчине начальник отдела по работе с населением Надежда Смарагдова.
– А я половину долга уже выплатила (было 60 000 рублей). Можно мне составить новое соглашение на остаток платежа? – обращается к комиссии жительница дома с улицы Победы.
– Конечно. Но у вас в трёхкомнатной квартире прописаны двое взрослых детей и внучка, и они там не живут. Понятно, вы бережёте квартиру для них, так пусть дети и помогут вам в её содержании, приобретут приборы учёта. Поставите счётчики – совсем другой отсчёт пойдёт.
– Хорошо, поговорю с сыном и дочкой. А потом приду с ними составлять соглашение на рассрочку платежа…
Это лишь несколько примеров различных ситуаций. В тех случаях, где доход на члена семьи позволяет рассчитывать на субсидию, человеку предлагают сначала оформить эту субсидию в РКЦ, а потом обращаться в «Технодом» за рассрочкой платежа. И никогда не оставляют без внимания ни один случай. И на этом заседании все шестеро квартиросъёмщиков, задолжавших в оплате своих квартир, получили рекомендации, им во всём пошли навстречу.
У вас многое получится
Кто-то скажет: сколько можно уже муссировать одну и ту же тему – ведь всё подробно многократно рассказывается и в средствах массовой информации, и на сайте «Технодома», и в домоуправлениях, и в различных листках-напоминаниях, рассылаемых управляющей компанией. Это так. Но, к сожалению, далеко не до каждого доходит информация.
– Несмотря на все наши усилия по пропаганде необходимой информации, большинство должников (а как правило – это малоимущие семьи, где нет компьютеров, иногда – телевизоров, редко бывают газеты) до сих пор не представляют, как можно погасить накопленные долги с помощью государства и управляющей компании, – говорит Надежда Викторовна. – Мы терпеливо это разъясняем, идём людям навстречу. Разумеется, у нас тоже есть свой интерес: мы обязаны рассчитаться с поставщиками, с тем чтобы в следующем году можно было обеспечить беспрепятственную поставку энергоресурсов. И долги у нас, надо сказать, тоже немалые. А для этого ищем новые формы работы с населением.
Итак, вывод один: если у вас есть долг по оплате ЖКУ, придите в «Технодом» и посоветуйтесь, как вам избавиться от задолженности. Не растягивайте свою квартирную «историю» на годы, загоняя себя всё дальше в угол. Пытайтесь бороться, и у вас многое получится.