На прошедшей неделе в ГосДуме прошли парламентские слушания по законопроекту о реформе теплоснабжения. Он был принят депутатами в первом чтении в декабре минувшего года. Сейчас готовятся поправки ко второму чтению.
Предполагается введение нового метода тарифного регулирования по принципу «альтернативной котельной». Это предельная цена так называемой «альтернативной котельной» на тепло, которая рассчитывается, исходя из стоимости возможного строительства нового источника теплоснабжения. При этом стоимость тепла в населённом пункте не должна превышать стоимость «альтернативной котельной». Планируется, что переход регионов на новую модель будет добровольным. Наряду с этим в каждом городе России назначат главного ответственного за теплоснабжение – единую теплоснабжающую организацию.
Кардинальные изменения в системе теплоснабжения можно ждать лет этак через десять. Но готовиться к ней лучше сегодня. Как отметили выступающие на слушаниях, сегодня теплоснабжение – одна из самых проблемных, слабо модернизированных, экономически и энергетически неэффективных, инвестиционно непривлекательных сфер энергетики. Износ оборудования ТЭЦ и теплосетей – на критическом уровне. Во многих крупных городах их возраст превышает 25 лет. Растёт число небольших и менее эффективных котельных: с 2000 по 2011 год – примерно на 20%, свидетельствуют данные Минэнерго. ТЭЦ загружены не более чем на 30% от установленной мощности, а котельные – в среднем на 15%. Тарифы на тепло постоянно растут, и сегодня оно занимает наибольший объём в платежах людей за ЖКУ. Так что оставлять старые отношения в отрасли нельзя.
Предлагается ввести в теплоснабжении долгосрочное тарифообразование: определить его как минимум на десять лет, без ежегодных корректировок, как это происходит сейчас. Только в таких условиях инвесторы будут готовы вкладывать средства в теплосети и источники выработки тепла. Этот путь и предлагает Минэнерго. В законопроекте предлагается вместо государственного регулирования тарифов установить предельный уровень цены на тепло. Он будет давать собственникам стимулы для модернизации основных фондов и оптимизации схем теплоснабжения. Новая модель рынка тепла предусматривает назначение единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая станет центром ответственности за все вопросы, связанные с поставкой ресурса. Контролировать ЕТО будут муниципалитеты. Эти принципы, по мнению разработчиков, позволят устранить основные причины проблем в отрасли.