НМДТ

Актёров Народного музыкально- драматического театра СКДЦ «Современник» можно видеть на всех творческих площадках города. Это образовательные учреждения, библиотеки, ДХШ, воинские части, мероприятия у обелисков, коллектив принимает участие в социальных проектах. Всё это служит и его популяризацией. Чем сегодня живёт коллектив и как отмечен для него уходящий год – об этом разговор с режиссёром Сергеем Ивановичем Рудым.

В тесноте, да не в обиде

Так получилось, народный театр СКДЦ «Современник», действуя, как выражается его режиссёр, в военно-полевых условиях, полноценно работает: подразделения городского Центра культуры из-за приостановленных ремонтно-восстановительных работ головного здания расформированы по учреждениям так, что все творческие коллективы вот уже 2,5 года выполняют свои функции на «чужой» территории. Тем не менее, это не помешало театру отметить в марте прошлого года своё 60-летие, выпускать по 2-3 спектакля в год. В эти дни полным ходом идёт подготовка к новогоднему спектаклю.

Говорят, на месте и камень обрастает. НМДТ так обжился на новой стационарной площадке, что бывшая столовая УПК, оборудованная под зрительный зал, всё больше начинает походить на камерный театр: теперь там есть занавес, поставлена осветительная аппаратура. В этом заслуга как технических, так и хозяйственных служб «Современника». В театр ходят, он продолжает зарабатывать деньги.

При всём при этом удалось также и сохранить труппу. Сегодня она насчитывает около 35 человек – взрослых и детей.

Хотя речь идёт о праздновании Года театра, разговора о проблемах никак не удаётся избежать. Так, в условиях, в которых коллектив сегодня работает, нет технических возможностей, которые позволяют спектаклю быть более зрелищным, не очень комфортен для зрителя сам зал. Проблема актёров-мужчин в театре продолжает существовать, что в свою очередь создаёт трудности в выборе репертуара.

НМДТ

«Для меня это образ жизни»

45 лет назад пришёл актёром в народный музыкально-драматический 17-летний Сергей Рудой. За эти годы театр для него стал и домом, и школой, и творческой мастерской, и средством собственной реализации. Уже 11 лет он режиссёр театра и жизни без него себе не представляет.

За время своего существования НМДТ пережил различные периоды. Руководитель понимает: чтобы не повторилась фаза некой возрастной стагнации, нужно самим растить смену. В следующем творческом сезоне детская студия театра, созданная Сергеем Ивановичем, будет отмечать 10-летний юбилей. Режиссёр считает, что дети быстрее растут в творческом плане, играя вместе со взрослыми актёрами, поэтому во многих его спектаклях задействованы юные артисты.

– На чём держится хорошая игра в театре? – спрашиваем Сергея Ивановича.

– На строжайшей дисциплине и ответственности. Желаемая демократия в понимании отдельных актёров, как правило, оборачивается анархией. Мы, слава Богу, в своё время из этого «пике» вышли – через потери и переживания, через боль, даже через расставание с хорошими актёрами, которые не захотели принять новые условия. Тут уместно напомнить слова Станиславского о том, что «надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Театр – искусство коллективное. В любом из них – профессиональном ли любительском – режиссёр является главным идеологом, носителем мировоззрения через спектакль. Именно он диктует репертуарную политику театра, воспитательную функцию которого никто не отменял. В репетиционном процессе спектакля актёры сами себя наполняют как сосуд. И ещё – это серьёзный труд.

– Театр – это не кино, где в кадре запечатлеваются, закрепляются эмоции, действия, которых уже не повторить. На сцене постоянно происходит что-то новое.

– Да, постоянно идёт процесс движения вперёд. И основная работа над ролью не на сцене – меня так учили: она за пределами театра, в жизни, дома, в голове. «Репетиция» в переводе с французского – «проба»: вот попробовали, подкорректировали – и пошли дальше. С апреля мы 11 раз сыграли «Праздничный сон до обеда», и каждый спектакль был не похож друг на друга, появляется что- то новое на репетициях, у актёров. Мы всё время в поиске.

– Можно сказать, что Вы не разделяете понятий «профессиональный театр» и «любительский» и стараетесь НМДТ поднять до профессионального уровня?

– Важно, чтобы отношение актёров к театру было профессиональным, а оно идёт через отношение к театру самого режиссёра. Вы же видите, как я работаю – на репетициях не сижу на месте, я вместе с актёрами. А как иначе? Без самоотдачи ничего не получится. Нельзя работать вполсилы. Меня ещё мой любимый ленинградский театральный мастер и педагог Альберт Васильевич Семёнов учил в институте: «Либо заниматься делом серьёзно, либо не заниматься им вообще». Простая фраза, но звучит гениально. Существует, к сожалению, предвзятое отношение к любительскому театру, и люди, идя за большие деньги на «обёртку», в театр с именем, порой выходят из зала разочарованными. Наш же высокий актёрский уровень отмечается на всех фестивалях и конкурсах, где мы участвуем. Это заложено ещё предыдущими режиссёрами: статус любительского – но работаем профессионально.

НМДТ

– Если человек захочет попробовать себя в вашем театре – такое возможно?

– Мы в этом плане открыты во всех отношениях, не устраиваем никаких кастингов. Хоть взрослый, хоть ребёнок – приходи и работай. Особенно ждём мужчин, молодёжь. Кто-то позанимался месяц, кто-то остался на годы. Я не штампую актёров. Мне важно, чтобы люди оставались морально, духовно и нравственно здоровыми в нашем нездоровом социуме. Здесь звёзд нет, здесь все помогают друг другу. Мы все разные, но мы все равные. Занимаемся одним делом. У нас одна задача: на сцене зритель должен видеть ансамбль. Особенно с детьми, мы берём такие работы, чтобы они развивались. Нам ширпотреб, в плане драматургии, не интересен.

– В год театра «Вестник» писал об истории НМДТ, его успехах, планах, ветеранах-актёрах. Расскажите о тех, кто в театре работает сегодня. Хоть Вы и говорите, что для Вас нет звёзд, зритель и в любительском театре ходит «на имя». Год театра – это и их Год, актёров.

– Мне очень важно, чтоб была преемственность поколений. Развитие театра я вижу в синтезе труппы: у неё должна быть, образно говоря, единая группа крови. Да, мы говорим о ветеранах – новое поколение зрителей должно знать, что были и есть такие актёры. Сегодня театр держится, как любой дом, на аксакалах, на таких актёрах, как Н.Поротникова, А.Пилигримов, Н.Берсенёва, Т.Алтухо- ва, С.Сыров, А.Кайбелева, Т.Никитина. Подхватили традиции театра и уже участвуют в фестивалях и конкурсах И.Якимова, Е.Герлах, Н.Паремчук, З.Кузнецова, Т.Боб- рова, О.Леонтьева.

…Сейчас театр достиг определённой стабильности, которая позволяет ему двигаться дальше. Этот год отмечен поездкой в Москву на творческие мастерские, посвящённые Году театра. В планах режиссёра – юбилей детской студии, два проекта для взрослой и детской групп, связанных с Днём Великой Победы, и новые спектакли. Поздравляем творческий коллектив театра и всех его помощников с успешным завершением года и желаем новых успехов в плодотворной работе.

В Свердловской области подведены итоги Года театра, объявленного в 2019 году Президентом России Владимиром Путиным. Официальная церемония закрытия состоялась в Свердловском государственном академическом театре музыкальной комедии.

«Год театра позволил жителям многих муниципалитетов Свердловской области значительно и серьёзно обновить своё представление о театре, увидеть новые постановки. Многое было сделано для укрепления материально-технической базы наших театров, и эта работа будет продолжена. Завершается Год театра, но, конечно же, не ослабевает внимание к театру. Правительство Свердловской области, губернатор будут делать всё, чтобы слава театрального искусства Урала, Свердловской области процветала», – сказал первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов.

ФотоКирилл Белоусов
Предыдущая статья2020-й принесёт нам массу неожиданностей и сюрпризов
Следующая статьяНам «Семёновна» помогает жить, Нам «Семёновна» не даёт тужить!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя