Тыл – это половина Победы, даже больше…
Маршал Г.К.Жуков.
Дети войны очень рано повзрослели… Беззаботное утро их жизни омрачилось известием о нападении фашистской Германии. Да, немцы не дошли до Урала, но подростки работали в тылу наравне со взрослыми, не жалея сил и этим приближая великую Победу.
Я, Яна Шмакова, правнучка Галины Васильевны Овчинниковой, много знаю о её жизни от неё самой и из рассказов моих родителей. И это письмо, адресованное моему прапрадеду Василию Геннадьевичу Овчинникову, вполне могло существовать.
«22 ноября 1941 года
Дорогой папа, сегодня ровно пять месяцев с начала войны. Мы очень соскучились. Каждый день заглядываем в почтовый ящик. Погода на Урале стоит холодная. Но в избе поддерживаем тепло. Дрова, которые ты успел заготовить, заканчиваются. Наша Зорька родила телёнка, назвали Гаврошей. Он забавный. Мама велела Шуре кормить его сеном. Мне и Вале мама сказала, что нам близко к бычку подходить нельзя. А в наши домашние обязанности входит мести полы после завтрака. С утра мама обычно варит кашу на молоке и воде. Очень вкусно! Старшие сёстры Анфиса и Тоня помогают маме стирать бельё и штопать одежду. Приходится делать всё быстро, чтобы успеть до гудка на завод. Дома остаётся Валя: для работы в цехе она ещё мала, зато в свои двенадцать лет сестра умеет варить щи. Кстати, мне кажется, что Бобик с Муркой тебя потеряли. Взгляд у них больно невесёлый.
На завод нас приняли через месяц после начала войны. Сказали, что не хватает рабочей силы, ведь почти все мужчины воюют. В Нижней Туре остались лишь старики, женщины да дети. В цехе нам выдали синие фартуки и косынки. Мы помогаем взрослым изготавливать изделия для солдат на фронте. На нашем участке делают кружки, котелки, тарелки, ложки, фляжки, каски. Кто постарше – участвуют в штамповке, а младшие занимаются обдиркой, клепают ручки, метут стружку. Работа тяжёлая для меня, так как мёрзнут руки и очень хочется есть. Но лозунг «Всё для фронта, всё для победы», висящий над входной дверью, подбадривает и напоминает нам, что мы работаем в тылу на благо Родины. В перерыв мастер нам приносит крепко заваренный чай. Все девчата во время отдыха поют «Катюшу». Рабочие нам подпевают.
После работы в цехе мы с сёстрами бежим домой обедать. Мы всегда хвалим Валины супы. Ты же знаешь, талант вкусно готовить передался ей по наследству от мамы. Но продуктов-то почти нет, а она всё равно старается нас порадовать: щи из крапивы – это очень вкусно, а если есть хлеб и соль, то обед превращается в настоящий пир!
На отдых времени у нас нет. Впятером бежим в школу по классам. Благо она близко. На время войны количество уроков уменьшилось до двух-трёх, так как мужчины-учителя и даже некоторые женщины ушли на фронт, а сами уроки сократили до пятнадцати минут из-за того, что дети засыпают за партами от накопившейся усталости. Мы изучаем историю, арифметику, грамматику и литературу. Больше всего я люблю читать книги, в которых царит мир и нет войны.
Домой мы приходим одновременно с мамой. Мы очень рады видеть друг друга, но нам не хватает тебя. Все вечера проходят однообразно. По маме видно, что она очень тоскует, но мы во всём ей помогаем и утешаем, как можем. Девочки кормят животных, доят корову, накрывают на стол, моют посуду. В общем, все домашние хлопоты лежат на наших хрупких плечах, потому что мамочка оставляет все силы на заводе.
Милый папочка, я верю, что война скоро закончится и ты вернёшься домой с победой. Знаю, что тебе сейчас тяжело, но падать духом не стоит. Я надеюсь, что Красная Армия разгромит фашистов и Знамя Победы будет реять над страной. Очень хочу, чтобы все солдаты, здоровые и невредимые, вернулись в свои семьи и по радио прозвучала победная сводка. Сильно-сильно ждём от тебя ответного письма. Все девочки и мама передают тебе большой привет.
С любовью к тебе,
твоя дочь Галя.»
Сейчас моей бабушке Гале уже 93 года. Я очень горжусь своей прабабушкой, труженицей тыла. И желаю ей крепкого здоровья, долгих лет жизни, внимания и заботы близких людей, радости в каждом дне.
Яна Шмакова, 8 «Б» класс, МАОУ «Лицей».