Так звучала тема эссе – одного из обязательных заданий конкурса на соискание премии губернатора Свердловской области педагогическим работникам, заключительный этап которого прошёл 23 октября в Екатеринбурге.
В номинации «Педагогический работник организации дополнительного образования» участвовали 24 человека из разных городов Свердловской области. В финал конкурса прошла Ирина ВЛАСОВА, директор Центра детского творчества Лесного, руководитель театра-студии «Арлекин». В очном этапе она провела открытое занятие для школьников и мастер-класс для педагогов по авторской программе «Рождение образа». По итогам двух этапов конкурса Ирина Альбертовна стала победителем в своей номинации и обладателем первой премии губернатора.
– Ирина Альбертовна, что необходимо для участия в конкурсе?
– Во-первых, нужно было собрать довольно серьёзный пакет документов. Это анализ работы за последние три года, две методические разработки – открытого урока для детей и мастер-класса для педагогов, а также эссе на тему «Моё призвание – педагог». Оценивала работы группа экспертов, пять человек прошли в очный этап конкурса, и среди них – я.
– В чём заключался очный этап конкурса?
– С пятиклассниками гимназии № 37 г. Екатеринбурга я провела занятие на тему «Образ дерева: воображение в действии». Мы с детьми разгадывали, символом чего на гербах разных стран являются деревья, плоды которых я принесла (гранат, кедровая шишка, оливки, лавровый лист). Размышляли, какой характер у Кривой сосны из одноимённого рассказа Юрия Коваля. Пытались выбрать дерево для семейного герба. Что касается мастер-класса, то это уже методика работы со старшими подростками, когда идёт проникновение в суть явлений и предметов, поиск смыслов. Занятие называлось «Радость яблока». Я очень люблю этот образ за его многомерность, не раз использовала в спектаклях. Мы исследовали его на примере текстов Шекспира, Ахматовой, Мандельштама, Веры Полозковой, Юнны Мориц, библейской легенды и мифа Древней Греции. Участники выбирали символ, ассоциативно близкий им (детство, любовь, время, раздор, одиночество, свобода), рисовали своё настроение, переводили его в слова, пытаясь написать «подражание хокку», – и у всех получилось замечательно. Хочу подчеркнуть, что именно участие в мастер-классе дружной команды поддержки – сотрудников Информационно-методического центра и ЦДТ – позволило достичь желаемого. И важно, что во всём, что я делала, незримо присутствовал мой любимый театр «Арлекин». За короткое время мастер-класса невозможно было выйти на сценическую импровизацию – и я приводила примеры этюдов-миниатюр, родившихся у детей на наших занятиях.
– Почему Вы выбрали именно такую тему для своих методических разработок?
– Создание художественного образа – ключевое понятие в искусстве. Рождение сценического образа – это долгий и многотрудный путь, начинается он с чувственного восприятия мира и невозможен без личного исследования, переживания, проживания. Надо сделать как минимум четыре шага на пути к тайнам образа: почувствовать, понять, присвоить (то есть сделать своим) и – попробовать.
– Открытый урок по созданию образа не типичен для школы, не трудно ли было найти общий язык с учениками?
– Поначалу было непросто, так как эти дети никогда с подобным не сталкивались, они стеснялись, хихикали. Но потом я увидела их загоревшиеся глаза и поняла, что мне удалось вовлечь их в процесс. Верю, что и книги Юрия Коваля они будут читать.
– В чём заключается авторская суть Вашей методики?
– На своих занятиях я использую много литературных текстов и уделяю большое внимание тому, чтобы приучить детей к чтению. У меня нет ни одного занятия, чтобы не звучали тексты поэтов, писателей. У нас есть даже тема сочинения «Как я прочёл лето».
– Что для Вас значит эта победа?
– Когда объявили итоги, было очень неожиданно, потому что пятёрка педагогов была сильная. Поздравляя, председатель жюри сказала: «Мы оценили вашу харизму и импровизацию». Конечно, я чувствую огромное удовлетворение, ведь при всей субъективности и счастливых случайностях любого состязания успех в этом конкурсе – своего рода результат моей 23-летней работы с детским театральным коллективом. И можно сказать: что-то получается. Хотя об этом можно судить и по отзывам зрителей наших спектаклей, и по арлекинцам, их судьбам, и по той связи с театром, которая не теряется. «Арлекин» ведь целый мир: студийцы, их родители, наши друзья – детские писатели, дружественные детские театры. Такие победы дают силы идти дальше, пробовать новое – и не бояться рисковать.