Ю. Краснокутский Н. Поротникова: "Целуй меня, Кэт"

Сегодня в нашей рубрике «Год театра» мы расскажем о режиссёре НМДТ Ирине Аншелес. Вернее, своими воспоминаниями о ней и театральной жизни того времени поделятся Ирина Власова и Сергей Рудой.

Рассказывает режиссёр театра-студии «Арлекин» Ирина ВЛАСОВА:

Ирина Аншелес

– Ирина Иосифовна АНШЕЛЕС, режиссёр Народного музыкально-драматического театра в 1970-х годах, – человек, благодаря которому я по-настоящему полюбила театр.

Первое в моей жизни сильное театральное впечатление – музыкальный спектакль «Чёрный дракон» (в предыдущей публикации «Вестника» допущена неточность: это было не в 1983, а в 1976 году). Романтическая история о благородном мстителе Ринальдо – Чёрном драконе поражала воображение размахом, динамичным, полным захватывающих коллизий и юмора сюжетом,  «живым» оркестром, яркими костюмами и декорациями, а главное – красивым, азартным, отлично поющим и танцующим актёрским ансамблем: Юрий Краснокутский, Галина и Анатолий Пилигримовы, Юрий Михайлов, Владимир Бражников, Евгений Мяздриков, Сергей Рудой… Я смотрела спектакль раз пять – и всякий раз была заворожена его энергетикой, которую и называют «магией театра».

А потом я попала в подростковую студию при НМДТ. На занятиях Ирина Иосифовна задавала тему, концертмейстер Маргарита Костяновская играла на фортепиано музыкальную тему – и каждый придумывал свою историю. Однажды поводом к импровизации стало стихотворение А.Пушкина «Сожжённое письмо». Мой этюд понравился Ирине Иосифовне, и когда вскоре нам прочитали пьесу Анны Родионовой «Девочка Надя», о юной художнице Наде Рушевой, оказалось, что главная роль доверена мне.

Благодаря студии мой учебный год в девятом классе стал поистине счастливым. Из ДК нас никто не выгонял – и мы проводили там немало времени. Помню, с каким вдохновением делали большую новогоднюю газету. Ещё с нами репетировали актёры молодёжного состава театра – Наташа Соловьёва, Ирина Морозенко, Слава Коняев, с которыми мы очень подружились. Однажды вдвоём с Наташей Соловьёвой часа три гуляли по городу, и она пересказала мне потрясшую её книгу «Мастер и Маргарита». Поразительно, что, когда позже я сама прочитала роман, ощущения невиданного откровения, мистики и восторга совпали с теми, что вызвал устный рассказ Наташи, – такой у неё был дар!

Постановка «Женщина за зелёной дверью»

Нас, студийцев, Ирина Иосифовна занимала в массовых сценах спектаклей «Женщина за зелёной дверью», «Ромашка без лепестков». Мы очень гордились возможностью «играть» в спектакле вместе со взрослыми актёрами, хотя нам надо было просто пройти из одной кулисы в другую весёлой компанией или изобразить гостей, шумя за задником. Особенным, врезавшимся в память событием стало участие в роли кукол и солдатиков в новогоднем представлении «Щелкунчик» по мотивам сказок Гофмана. Премьера состоялась в саму новогоднюю ночь с 1977 на 1978 год, нас провожали и ждали родители. Вспоминается действительно как волшебная сказка!

Ирину Иосифовну не просто любили – её боготворили. Мы все знали, что она родом из Ленинграда и в том возрасте, в каком были мы, пережила блокаду. По образованию – оперный режиссёр, окончила Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова, работала в оперных театрах Новосибирска и Куйбышева. Думаю, что все осознавали, с какой незаурядной личностью нам повезло встретиться. Широкая эрудиция, обаяние, доброта, умение увлечь в мир театра и заразить любовью к нему – всё это делало Ирину Иосифовну непререкаемым и обожаемым авторитетом.

Спектакль «Девочка Надя» мы успели весной «сдать» актёрам НМДТ, родителям и готовились играть его осенью. Но, вернувшись после летних каникул, вдруг узнали, что Ирина Иосифовна из города уехала. Слёз было… У меня сохранились письмо и две открытки от неё из Челябинска-64. Потом я уехала учиться, студенческая жизнь закрутила, и наша связь прервалась. В 1998-м Народный театр отмечал своё 40-летие, и я с большим волнением искала в зале маленькую хрупкую женщину. Пообщаться толком не удалось – конечно, вокруг неё было столько людей!

Спектакль «История с матранпажем».

В 2015 году, собираясь с детьми в Озёрск на фестиваль «Пять вечеров ко Дню Победы», в рамках проекта «Территория культуры Росатома», я на сайте Озёрского театра «Наш дом» прочитала статью о спектакле «Девочки с Васильевского острова», посвящённом блокаде, – в ней упоминалась Ирина Иосифовна, к сожалению, уже ушедшая из жизни. А как бы я хотела познакомить с ней арлекинцев!

В 2019 году Ирине Аншелес исполнилось бы 95 лет.

Постановка «Женщина за зелёной дверью»

Вспоминает режиссёр НМДТ СКДЦ «Современник» Сергей РУДОЙ:

– Я знал Ирину Иосифовну АНШЕЛЕС с 17 лет. Мне даже посчастливилось полтора года поработать с Ириной Иосифовной помощником режиссёра. Это время оказало огромное влияние на мой выбор жизненного пути. Ей тогда было за 50, и она относилась ко мне как к сыну, что ли, да и я считаю Ирину Иосифовну своей второй мамой. Мои родители даже одно время очень ревностно относились к нашим посиделкам в её квартире, а там мы часто собирались актёрами, обсуждали, репетировали, слушали классическую музыку, оперы и оперетты, записанные на старых виниловых дисках, делились новостями, спорили…

Поступать в Ленинград (нынче Санкт-Петербург), в культпросвет училище, мы поехали с ней вместе. Она – в отпуск на родину, а я – проходить творческие испытания. На Университетской набережной Невы мы с ней репетировали, она заставляла меня читать стихи, прозу, не обращая внимания на прохожих. Я поступил с первого раза, в основном благодаря Ирине Иосифовне.

Ирина Аншелес – это золотая эпоха оперетт нашего театра. Человек высочайшей культуры и образованности. С её отъездом из города жанр оперетт утих. Но пока она работала, на всех её спектаклях: «Севастопольский вальс», «Целуй меня, Кэт», «Раскинулось море широко», «Чёрный дракон», «Женщина за зелёной дверью», «Ромашка без лепестков», двух новогодних спектаклях для взрослых, один из которых – «Щелкунчик» был поставлен по сказкам Гофмана, и студийном спектакле «Девочка и апрель» – был аншлаг.

Спектакль «Черный дракон»

Помню один эпизод. Вызывают её как-то в горком партии и ставят задачу: поставить оперетту к 30-летию Великой Победы.

– Это невозможно, – говорит Ирина Иосифовна, – до 9 Мая всего полтора месяца.

– Не волнуйтесь, пишите список людей, кто будет задействован в спектакле, и приступайте к репетициям.

Она ушла из горкома, не веря в то, что поставить спектакль «с ноля» – это возможно, но список всё-таки написала…

Через два дня всех освободили от работы, и почти сто тридцать человек – труппа театра, балетная группа, оркестр, хор, солисты приступили к репетициям. «Современник» не закрывался ни на минуту, репетировали даже по ночам.

Фрагмент спектакля «Раскинулось море широко»

В назначенную дату – именно 9 Мая, состоялась премьера четырёхчасового (!) спектакля «Раскинулось море широко», в котором я дебютировал на сцене. Думаю, это рекорд, за шесть недель поставить такой длительный по времени спектакль. И вряд ли достижение можно повторить. Но тогда время такое было – партия сказала – умри, но сделай.

Конечно, я благодарен судьбе, что она свела меня с таким замечательным человеком, как Ирина Иосифовна. Знаете, когда в 1998 году мы отмечали 40-летний юбилей НМДТ, Ирина Аншелес была в зале, она приехала из Челябинска-64, где в то время жила. При упоминании её имени зал встал и долго стоя аплодировал… Вот это и называется – народная любовь.

Фотоиз личных архивов И.Савенок, С.Рудого и семьи Краснокутских
Предыдущая статьяТело мастера боится
Следующая статьяНе тормози! Пиши: жи – ши!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя