В литературной гостиной «Бажовки» состоялся литературный час, посвящённый 125-летию со дня рождения Михаила БУЛГАКОВА.
Чем может гениальный писатель помочь своей стране, как не откровенной правдой? Ведь сатирик — тот же лекарь, при этом Булгаков, врач по образованию, хорошо знал, что тот врач настоящий, который не только поставит диагноз и определит область боли, но и постарается прогнозировать течение болезни.
Важным событием в моей судьбе считаю открытие творчества Булгакова. До сих пор помню журнал «Москва» № 11 за 1966 год и № 1 за 1967 год, в которых печатался роман «Мастер и Маргарита». Журналы читались в очередь. Помню всеобщий восторг, вижу бледно-голубой цвет обложки журналов.
«Мастер и Маргарита» — роман-судьба, роман-завещание, роман-предупреждение будущего. Эпидемический успех книги — в её огромном идейном содержании. Философская глубина романа заставляет возвращаться к прочитанному, чтобы лучше осмыслить, разгадать завязку, ощутить атмосферу 30-х годов нашей истории. Сила романа — в утверждении во все времена веры среди безверия, любви среди безлюбия, в утверждении искусства в мире тщеславия.
С удивлением смотрела на большую выставку произведений Булгакова, размещённую на нескольких столах. Так много опубликовано его произведений и литературы о нём! И вспомнила, что первый однотомник Булгакова появился в библиотеке только в 1973 году, а полное собрание сочинений в пяти томах и вовсе в 1989-м.
На мой взгляд, сегодняшнему читателю нелегко понять мистическую, неразгаданную судьбу героев Булгакова. Остаётся только удивляться и вновь и вновь возвращаться к его рассказам, фельетонам, пьесам — «Записки на манжетах», «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Китайская история», «Киев-город», «Тайны Мадридского двора» и другим — чтобы раздвинуть свои художественные и интеллектуальные горизонты.
Встреча в литературной гостиной с педагогом 76-й школы Светланой ПОКАЛЯЕВОЙ и её учениками убедила всех, что и сегодня для вдумчивых, продвинутых, креативных школьников Булгаков доступен, понят, принят, интересен.
Известно, что пробиться сквозь цензуру в прошлом веке писателю Булгакову было нелегко. Жена его, Е.Булгакова, писала: «Выдержать цензуру Михаил Афанасьевич сумел благодаря своему редкостному характеру. Его нельзя было согнуть, у него была какая-то тугая, стальная пружина внутри, что никакая сила не могла её согнуть».
Сегодня знать творчество Булгакова полезно, престижно, креативно, современно. Его творчество предусматривает, предвидит, предупреждает все отклонения от нормы, от духовно-нравственных ошибок. К примеру, в рассказе «Похождения Чичикова» Чичиков продаёт Коробочке за бесценок самое большое здание манежа (это приватизация 90-х годов прошлого столетия). В пьесе «Адам и Ева» писатель предвидит, предвосхищает планетарный многополярный мир ХХ века, рисует мёртвые города, если государства и народы будут жить в ненависти друг к другу при гигантском прогрессе техники.
М.Булгаков прожил неполных 49 лет. В архиве, в старинном шкафу, остались лежать три забытых, два неизданных романа и девять никогда не видевших сцены пьес. 320 статей собрал он о себе со страшными критическими лозунгами — «ударим по булгаковщине», «Долой белую гвардию»…
Бесценность нравственного сознания гениального мастера в утверждении, что первая ступень истины — справедливость, высшая ступень истины — милосердие.
На протяжении многих десятилетий книги Булгакова имеют устойчивый успех во всём мире, вызывают восхищение, яростные споры, любовь и сомнение, но мало кого оставляют равнодушным.
По воле читательского большинства, по масштабу творчества Булгаков встал в ряд со старшими богатырями русской литературы — Тургеневым, Толстым, Чеховым.