Дошкольное детство – пора приобщения к прекрасному. Время познаний, любопытных открытий, интересных событий. Проводниками в этот удивительный мир являются не только родители. Немаловажную роль в жизни ребёнка, в формировании его личности с юных лет играют воспитатели. 14 сентября в Берёзовском выбирали лучших в этой уникальной профессии – там состоялся финал Регионального Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». Маргарита ЕПИФАНОВА, учитель-логопед детского сада № 24 «Светлячок», заняла почётное второе место.
Конкурс предполагал два этапа. На заочный этап требовалось представить аналитическую записку о результатах деятельности за три года, эссе «Я – педагог!», видеоролик-самопрезентацию, методические разработки образовательного события с детьми и мастер-класса с педагогами, личный сайт. К участию был допущен 101 педагог из дошкольных учреждений области. Очный этап включал в себя образовательное мероприятие с детьми, мастер-класс с педагогической общественностью и «круглый стол». Финалистами стали семь педагогов из Екатеринбурга, Камышлова, Новоуральска, Первоуральска и Лесного.
Маргарита ЕПИФАНОВА считает, что секрет её успешного выступления на конкурсе кроется не только в тщательной подготовке. Отличного результата ей помогли добиться безусловное общение «на равных» и, конечно, искренняя любовь к детям, принятие ребёнка таким, какой он есть, с его способностями и особенностями.
К выбору профессионального пути Маргариту Сергеевну подтолкнули семейное воспитание и пример родителей. Мама – врач-педиатр, папа и бабушка – учителя. Поэтому можно сказать, что профессия учителя-логопеда возникла на стыке медицины и педагогики. После окончания Уральского педагогического университета она попала в детский сад, который посещала сама, будучи двухлетней малышкой. В этом же дошкольном учреждении она трудится и по сей день – уже почти 20 лет!
– Основное качество педагога в любые времена остаётся неизменным – это умение получать новые знания, осваивать современные технологии, работать над развитием своих личностных качеств, – говорит Маргарита ЕПИФАНОВА. Работу с родителями детей она строит на основе взаимопонимания и сотрудничества. Тревоги и проблемы всегда осмысливает с двух сторон – со стороны учителя и со стороны мамы. В беседах не бывает категорична, старается тактично обсудить вопросы и предложить несколько вариантов их решения.
В своей деятельности Маргарита Сергеевна широко использует игры из книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой «600 творческих игр для больших и маленьких» – они учат общению, наблюдательности, воспитывают чувство взаимопомощи, развивают воображение и интуицию. В дальнейшем педагог планирует продолжать заниматься коррекцией речи дошколят, разрабатывать программу по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников и обогащать свою профессиональную копилку игровыми и здоровьесберегающими технологиями речевого развития.
Стоит сказать, что даже в самые интенсивные трудовые будни Маргарита Сергеевна не забывает об отдыхе: старается найти время для чтения книг, для тихих семейных ужинов, для прогулок и созерцания природы. Ведь, как говорил Василий Сухомлинский, педагогическое искусство – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать.
– Для педагога, воспитателя важно верить и знать, что его профессия – самая лучшая. Ему нельзя бояться трудностей и опускать руки. Он должен быть готовым учиться всю свою профессиональную жизнь, – говорит Маргарита ЕПИФАНОВА. – А для родителей важно любить своих детей и помнить, что каждый период их жизни неповторим. Поэтому хочется пожелать всем мамам и папам проводить со своими детьми как можно больше времени.