Каждая мама стремится быть идеальной для своего малыша. Всех женщин с детьми интересует вопрос, какие они мамы? Строгие или добрые, твёрдые или мягкие, весёлые или скучные? А главное, какие они мамы в глазах собственных детей. Обо всём этом можно узнать, ответив на вопросы в тесте. В нём предлагаются 10 довольно типичных ситуаций. К каждой из них на выбор даются три возможных варианта поведения мамы. Нужно выбрать один из них так, словно речь идёт о вас и вашем ребёнке.
- Семилетняя Настя с плачем возвращается со двора и жалуется, что подралась со своими ровесниками, которые её дразнили. Ваши действия:
А) идёте с дочерью во двор, чтобы рассудить, кто прав, и накричать на виновных;
Б) советуете ей вернуться во двор и самой попробовать помириться с детьми;
В) велите ей остаться дома и поиграть одной.
- Двухмесячный Артём лежит в кроватке и плачет, несмотря на то, что он накормлен, сухой и здоровый. Вы:
А) успокаиваете его, даёте ему соску;
Б) берёте малыша на руки, ласково разговариваете с ним;
В) ждёте, когда он накричится и уснёт.
- Шестилетний Кирилл испортил куклу младшей сестры – плач, крики, скандал. Вы, как мама, должны уладить конфликт, каким образом:
А) Кирилл должен извиниться перед сестрой и отдать ей одну из своих собственных игрушек;
Б) пробуете вместе с ним починить куклу;
В) в наказание забираете у него его любимую игрушку.
- Тринадцатилетний Марк украдкой взял 100 рублей из кошелька матери и потратил деньги с друзьями. Вы:
А) проводите с ним беседу, одновременно увеличиваете ему карманные расходы;
Б) в серьёзной, но спокойной беседе решаете, что взятые деньги Марк должен вернуть по частям из своих карманных расходов – чужие деньги надо возвращать;
В) ребёнку достается приличный нагоняй, а вдобавок он в ближайшее время не будет получать денег на карманные расходы.
- Пятнадцатилетняя Вика была на дне рождения у подруги и вернулась на час позже, чем ей было позволено. Вы:
А) изнервничались так сильно, что ближайшее время не позволите дочери никуда ходить – ни к подругам, ни на прогулку, ни в кино;
Б) обсуждаете с Викой случившееся, принимая во внимание её аргументы, устанавливаете для неё новое, более позднее время обязательного возвращения домой при условии, что опоздания больше не повторится;
В) считаете, что опоздание на час не проблема, ведь дочь уже подросток, а не маленький ребёнок.
- Двенадцатилетняя Надя получила в последнее время много двоек и скрыла их от мамы. Вскоре это выяснилось. Надя плачет и отчаивается. Вы:
А) сердитесь на дочь не только из-за двоек, но и из-за того, что она их утаила. Решаете, что вечером она никуда не выйдет из дома и будет сидеть над уроками;
Б) успокаиваете её, решаете поговорить с учителями, чтобы узнать, откуда вытекают школьные трудности и как надо помочь дочери;
В) сурово разговариваете с Надей, грозя, что если она и дальше будет плохо учиться, то не попадёт в институт, о котором мечтает.
- Девятимесячная Ева с восторгом и энтузиазмом бросает из кроватки свои игрушки, а когда все они уже выброшены, начинает плакать. Вы:
А) берёте малышку на руки, играете с ней;
Б) собираете игрушки и снова кладёте их в кровать;
В) спокойно переносите её крики, считая, что, когда она устанет, сама замолчит.
- В одиннадцать часов вечера семилетний Никита в третий раз встаёт с кровати и входит в комнату к родителям, жалуясь, что не может заснуть. Вы:
А) отсылаете его обратно, пообещав на завтра мороженое, если он сразу уснёт;
Б) решительно отправляете его обратно, обещая, однако, что в субботу он сможет подольше посидеть с родителями;
В) отправляете его обратно, предупреждая, что, если он не заснёт, будет наказан.
- Семилетний Матвей капризничает во время обеда – не хочет кушать то, что ему не нравится, хотя раньше это блюдо любил. Вы:
А) готовите ему взамен что-нибудь другое;
Б) позволяете ему встать из-за стола с условием, что на ужин ему достанется то же самое;
В) сурово предупреждаете, что не терпите капризов и что Матвей не встанет из-за стола, пока тарелка не будет пустая.
- Шестилетняя Катя едет с мамой в автобусе, ведёт себя некрасиво, при замечании ожесточается и кричит на маму. Вы:
А) не реагируете на крики дочери: ведь она ребёнок;
Б) сдержанно, но решительно успокаиваете её;
В) даёте ей шлепка, предупреждая, что дома будет наказана.
Расшифровка ответов. Нужно подсчитать свои ответы. Ответов, какой категории у вас больше всего.
Если больше ответов «А», вы принадлежите к типу мам, у которых основной ошибкой является отсутствие доверия к собственному ребёнку. Вы часто вмешиваетесь в его дела. Мечетесь между чрезмерной снисходительностью и суровостью. Стараетесь устранить на пути ребёнка все преграды. Постоянно всё решаете за него, вечно боитесь, что он может сделать что-нибудь плохое, накликать на себя беду. Обращаетесь с ним как с невольником, причём привилегированного плана – балуете, но держите в клетке. Требуете, чтобы ребёнок верил вам безгранично, но сами не очень доверяете ему. Любя, часто не понимаете ребёнка и его настоящих потребностей.
Если больше ответов «Б», вы относитесь к типу матерей рассудительных и понимающих своего ребёнка. Предоставляете ему ровно столько свободы, сколько положено в его возрасте. Понимаете, что он должен сам приобретать жизненный опыт, даже если опыт этот огорчителен, что он должен научиться отвечать за себя и свои поступки. Как мама вы не тираните ребёнка, но окружаете его, однако, бдительной, хотя и сдержанной опекой, стараетесь, прежде всего, понять его в любой ситуации и в любом возрасте.
Если больше ответов категории «В», то вы являетесь «удобной» для ребёнка мамой. Это значит, что охотнее вы применяете те методы воспитания, которые не требуют от вас особых усилий. Вы склонны столкнуть с себя ответственность за ребёнка, дать ему свободу, может быть, даже чрезмерную, только чтобы не обременять себя лишними заботами. Свято верите, что наилучший способ воспитания – это наказание; считаете, что хорошо иногда припугнуть ребёнка. Не стараетесь его понять, потому что не считаете, что для процесса воспитания это необходимо.
Ответив на вопросы и сделав вывод по результатам теста, к какому типу мам вы относитесь, вы сможете разобраться в своих ошибках, достоинствах и недостатках.