Как сделать родной город чище? А людей добрее? Как создать будущее здесь и сейчас? Ответы на эти и другие актуальные вопросы дали участники шестого конкурса семейных социальных проектов «Васильевские чтения». Отборочный этап проходил до 27 марта, а 20 апреля состоялась долгожданная защита работ. Всего на суд экспертов было представлено 27 проектов учащихся школ Лесного, Нижней Туры, Верхотурского района, Серова и Краснотурьинска.
В этом году «Васильевские чтения» приурочены к Году педагога и наставника. И семейный формат проекта отлично вписывается в эту тематику. Ведь над созданием работ трудились сами школьники, их родители и педагоги. Более того, семья – это школа любви и нравственности, где родные люди могут быть наставниками друг для друга.
Перед началом защиты работ – напутственные слова от начальника управления образования Алексея Парамонова и заместителя генерального директора комбината «Электрохимприбор» по управлению персоналом Сергея Чепелева.
– «Васильевские чтения» традиционно проходят в школе № 76, которая носит имя первого директора комбината «Электрохимприбор» Дмитрия Ефимовича Васильева. Конкурс с таким громким названием для нашего города очень важен. Пусть сегодня каждый получит для себя ещё одну точку роста, возможность для развития и самореализации, – отметил Алексей Парамонов.
– Участники «Васильевских чтений» умеют подмечать, что надо улучшить, изменить, сформулировать, как это нужно сделать. Упорство довести свою идею до проекта – важное свойство. Мы вместе с вами каждый день меняем жизнь к лучшему. Успехов вам, друзья, – напутствовал участников Сергей Чепелев.
Затем ребята разошлись по классам в зависимости от выбранного направления проекта: творчество, здоровье, социокультурная среда и инициативная среда.
Учащиеся лицея и школы № 64 представили экологический проект «Чистый атомград». Ребята из атомклассов решили научить горожан раздельному сбору мусора. Для этого они создали два обучающих telegram-бота: для детей и взрослых.
– В Лесном запускают программы по раздельному сбору отходов. В городе устанавливают специальные баки, но люди не понимают, как ими пользоваться. Так, в сортируемые отходы складывают коробки из-под сока, чего делать нельзя. Мы доступно рассказываем о сборе мусора, об экологии, о том, что это важно. Для младшеклассников мы подготовили систему уроков, первые классные часы уже проведены в школе № 64 и лицее. Наш проект рассчитан на три года, поэтому всё впереди, – отметили участники проекта Марат Закиров и Всеволод Томилов.
Как известно, с 2022 года во всех школах начался цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Чтобы внести в уроки разнообразие, Тимофей Никитинский из 76 школы разработал проект «Вкусы России». В сценарии есть информация о народах нашей страны, их культуре, кухне, истории блюд. А с помощью интерактивной игры и карты можно закрепить полученные знания. Игра сделана по шаблону «Что? Где? Когда?». Стрелка крутится и показывает на определённый вопрос, на него нужно дать ответ. Карта устроена так, что можно нажать на название блюда, и перед глазами появятся его история создания и рецепт приготовления.
– Мой проект отправлен на рецензию, и если всё получится, то уже в следующем году игру включат в цикл внеурочных занятий, – рассказал нам автор проекта.
Почему россияне слушают гимн страны стоя? Что означают белый, синий и красный цвета государственного флага? Опрос среди учеников 4 и 5 классов школы 72 города Лесного показал, что 60% детей не знают ответа на эти вопросы. Поэтому трое друзей из 64 и 72 школ – Валентин Никитин, Никита и Данил Демидовы – решили создать виртуальный музей «Символ моей Родины», который объединил всю информацию по теме. Посетить его можно в любое время и совершенно бесплатно. На сайте доступна викторина для закрепления знаний. Учителя могут использовать онлайн-музей на уроках истории, обществознания и окружающего мира. В планах у ребят – открыть виртуальный зал центра православия на Урале – Верхотурья. Ещё один зал будет посвящён Невьянску.
Ученицы школы № 76 предложили жюри отправиться во «Вкусное путешествие по России». Идея проекта пришла учителю биологии Анне Боровковой в Санкт-Петербурге, где она находилась с детьми на осенних каникулах. Изначально игру готовили для областного конкурса «Будь здоров!», и теперь её снова представили на суд экспертов. Суть в том, что участник выбирает карточку с каким-либо блюдом национальной кухни. Ему даётся на изучение 20 секунд. Затем второй игрок задаёт один из вопросов на оборотной стороне карточки. Необходимо верно ответить на него. Самый внимательный набирает карточки. Игра помогает подтянуть географию, тренирует память и внимание.
– В создании игры участвовали не только школьницы, но и их семьи. Одни готовили осетинские пироги, другие – хинкали, третьи – аджарские хачапури, четвёртые – блины и чак-чак. На конкурсе «Будь здоров!» у нас был даже якутский кёрчэх – блюдо, которого мы вообще не знаем. Родители вместе с детьми изучали рецепты и готовили дома. Мы представили порядка 15 блюд, а девочки даже станцевали осетинский танец. После конкурса все участники попробовали вкусности с нашего стола, и каждая школа поиграла в настольную игру, – поделилась с нами Анна Боровкова.
Огромное сердце у такого маленького человечка. Так один из экспертов конкурса, директор Центра патриотического воспитания Лесного Иван Чусовлянкин отозвался об ученице школы № 71 Василине Переваловой. Пятиклассница вместе с мамой придумала и воплотила в жизнь проект «Кулёчек добра».
– У меня возникла идея помогать маленьким деткам, которые остались без родителей. Я подбирала ткань, которая подойдёт для малышей. Затем вместе с мамой мы шили комплекты и увозили в Дом малютки в Нижний Тагил. К большому счастью, в Лесном уже много лет нет отказничков. Я хотела показать одноклассникам, что мы можем помогать – не важно, кому и как. Одна девочка из моего класса собрала старые игрушки и тоже передала их в дом малютки. Идей для добрых поступков много, – поделилась с нами Василина Перевалова.
По итогам «Васильевских чтений» в секции «Наш город – территория заботы. Социокультурная среда» в младшей возрастной группе победу одержал проект Василины Переваловой «Кулёчек добра», в старшей – воспитанника ЦДТ Егора Новикова «Дневник для вожатых».
В направлении «Наш город – территория социальных инициатив. Инициативная среда» лучшим признан проект Тимофея Никитинского «Вкусы России». В старшей группе жюри выделило проект «Забытый обелиск» Дарьи Галкиной-Скурихиной и Камиллы Камаловой из школы № 13 (Серов).
В секции «Наш город – территория здоровья. Экологическая среда» фаворитом стал Михаил Ананьев (Серов) с проектом «Как сберечь воду?». В старшей группе победу одержал проект Карины Берсенёвой, Дмитрия Зырянова и Данила Казанкина (Исовский геологоразведочный техникум, Нижняя Тура) «Этот город твой и мой».
В направлении «Наш город – территория творчества. Технологическая среда» лучшими признаны два проекта: «Скейт-парк в городе Лесном» учащегося школы № 74 Андрея Бородина и «Информационный ресурс «Начинаем программировать» Антонины Мымриной и Маргариты Захаровой из школы № 76.
«Васильевские чтения» – это конкурс проектов, которые уже реализуются или которые ещё предстоит воплотить в жизнь. Дети и их наставники из года в год поднимают социально важные темы, говорят об актуальных проблемах, которые можно и нужно решить. Желаем всем ребятам практической реализации проектов. А конкурсу – новых талантливых участников.