Фундамент любого муниципального округа состоит из двух основных составляющих: финансов и имущества. Доходная часть бюджета муниципального округа формируется в основном из налоговых и неналоговых поступлений от использования имущества. И в этой связи трудно переоценить работу финансистов и работников по управлению имуществом.
В разный период управление и распоряжение муниципальным имуществом велось в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Так, постановлением главы городской администрации от 06.01.1992 года № 4 была утверждена структура городской администрации, на основании которой был образован Комитет по управлению муниципальным имуществом городской администрации. С февраля 1992 года под руководством первого председателя А.В.Зыболова и сотрудника (в дальнейшем заместителя председателя) Л.Б.Нефёдовой комитет по управлению муниципальным имуществом начал свою работу. Начинать с нуля всегда трудно, но коллектив с трудностями справился.
В полномочия комитета входили основные обязательства:
- аренда объектов недвижимости и движимого муниципального имущества;
- закрепление муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление муниципальных предприятий и учреждений и правомерное изъятие имущества в порядке, установленном законодательством РФ, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления;
- реализация функций, связанных с отчуждением муниципального имущества в ходе его приватизации, в том числе приватизация муниципального жилищного фонда в соответствии с нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления;
- обеспечение контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов муниципальной собственности;
- приобретение, использование и отчуждение муниципальной собственности, учреждение от имени муниципального образования муниципальных учреждений и предприятий, реорганизация и ликвидация, согласно решениям главы городской администрации, в соответствии с действующим законодательством и порядком, утверждённым Думой городского округа, а также осуществление иных полномочий.
С 2000 года началась работа по ведению реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа, в том числе составляющего местную казну городского округа «Город Лесной».
С 01.01.2005 года в состав комитета был введён отдел земельных отношений. Работа по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными
участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, выполняется комитетом до настоящего времени.
С 2006 года комитет по управлению имуществом – орган местного самоуправления, с ноября 2011 года – муниципальное казённое учреждение «Комитет по управлению имуществом городского округа «Город Лесной».
А.В.Зыболов успешно руководил комитетом 15 с половиной лет. С середины 2006 года по 2008 год председателем комитета была Л.Б.Нефёдова. В этот период объём выполняемой работы в связи с изменениями в законодательстве увеличился, но комитет с честью справился с поставленными задачами. Было создано муниципальное учреждение «Имущественное казначейство», передано имущество, утверждён Устав, налажена работа. Приведена в соответствие с Уставом комитета работа отдела земельных отношений.
С 2009 года по настоящее время комитетом руководит Т.П.Коломина. В штате всего 16 сотрудников. До высокого уровня отлажена претензионная, исковая работа. В соответствии с действующим законодательством подготовлены и утверждены на Думе все нормативные и правовые акты по выполнению функций комитета. Большая работа ведётся в соответствии с федеральным законодательством по выполнению отчуждения, приватизации муниципального имущества. Проводятся аукционы на право заключения договоров аренды муниципального имущества и земельных участков, находящихся на территории муниципального округа.
Отмечу, что профессиональных работников для комитета не готовит ни одно высшее учебное заведение. Квалифицированными сотрудниками становятся на месте. Невероятный объём и напряжение выдерживают не все, разноплановость выполняемой работы многих пугает. Но если сотрудник оказывается «комитетовским», его отличает невероятная работоспособность, высокая грамотность, выдержка и терпение в работе с арендаторами, юридическими и физическими лицами, умение ориентироваться в экономических, бухгалтерских, юридических, архитектурно-строительных, земельных и многих других вопросах, с лёгкостью подготовить проект любого нормативного и правового акта. Бывшие работники комитета по управлению имуществом всегда без затруднений находят работу во всех сферах деятельности.
На сегодняшний день муниципальное казённое учреждение «Комитет по управлению имуществом городского округа «Город Лесной» состоит из трёх подразделений.
Так, подразделение по имущественным отношениям в сфере недвижимого и движимого имущества находится в ведении заместителя председателя комитета И.В.Басковой.
В Реестре муниципального имущества городского округа «Город Лесной» находится имущество общей балансовой стоимостью более 7 млрд рублей, около 6,5 тыс. объектов недвижимости. Заключённых договоров аренды и безвозмездного пользования муниципальным имуществом – 312. За 2011 год за аренду муниципального имущества в бюджет городского округа поступило более 25 млн рублей, доход от реализации объектов нежилого фонда составил 22,8 млн рублей. Данное подразделение ведёт контроль по эффективному использованию, целевому назначению муниципального имущества, работу по отчуждению и приватизации имущества, претензионную и исковую работу по поступлению доходов в бюджет за аренду муниципального имущества.
Отдел земельных отношений под руководством В.А.Багнюка ведёт работу в соответствии с Земельным кодексом и другим действующим законодательством РФ. Трудно, да и ни к чему перечислять все виды выполняемой работы. Главное – работа с населением. На данный момент отделом заключено 400 договоров с юридическими лицами, 8200 договоров с физическими лицами, 12 500 лицевых счетов обрабатывается в соответствии с регламентом начислений и контроля за поступлением арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории городского округа «Город Лесной». В 2011 году за арендную плату земельных участков в бюджет городского округа поступило 11,85 млн рублей. Также отдел ведёт две целевые программы, претензионную и исковую работу по пополнению доходов консолидированного бюджета за аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Отделом учёта и отчётности руководит О.А.Захарова. Комитет по управлению имуществом является главным администратором неналоговых поступлений в бюджет городского округа. Всего за 2011 год комитет обеспечил пополнение доходов в бюджет на общую сумму 584 млн рублей. Это более третьей части всего местного бюджета. Являясь главным распорядителем бюджета двух учреждений (комитет и МКУ «Имущественное казначейство»), отдел учёта и отчётности обеспечивает и контролирует использование бюджетных средств по целевому назначению, осуществляет учёт и отчётность по выполнению учреждениями функций в соответствии с уставами, в рамках выделенных ассигнований по смете расходов. Сотрудники отдела ведут бухгалтерский контроль по целевому использованию муниципального имущества, а также списанию физически и морально изношенного муниципального имущества.
В завершение ещё раз выскажу уверенность: комитет по управлению имуществом, созданный 20 лет назад, совместно с администрацией городского округа, муниципальными учреждениями, предприятиями успешно выполняет очень нужные и важные функции в соответствии с Уставом и действующим законодательством.
Татьяна КОЛОМИНА,
председатель МКУ «Комитет по управлению имуществом».