Кандидатам в водители будет проще сдать практический экзамен на права. Нетрезвым водителям и уклонистам не выдадут право на вождение ТС. Всё это начнётся с 1 апреля, когда вступят в силу сразу два документа: постановление правительства, утверждающее правила приёма экзамена на права, и соответствующий регламент МВД.
БЕЗ ПРАВА НА ВОЖДЕНИЕ
Россияне, попавшиеся пьяными во время езды, не смогут в течение года сдать экзамен на водительские права и получить новое удостоверение. Новый закон вступит в силу с 1 апреля.
Законопроект расширяет перечень оснований для отказа в допуске к экзаменам на право управления транспортными средствами и выдаче водительских прав.
1. Отказ будет выдан лицам, не имеющим право на управление транспортными средствами других категорий и подкатегорий, при этом подвергнутым административному наказанию за управление транспортными средствами в состоянии опьянения или невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Нарушителей не допустят до экзамена, они не смогут получить права до истечения срока, в течение которого считаются подвергнутыми административному наказанию.
2. Не будут допущены к экзамену и граждане, у которых появились основания для приостановления предоставления соответствующей услуги на портале Госуслуг.
3. Без прав останутся те, у кого в процессе сдачи экзамена истёк срок действия паспорта РФ или медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению ТС. Предоставление услуги возобновится, как только гражданин предъявит все необходимые действующие документы.
4. Не будут допущены к экзаменам и не получат водительское удостоверение лица, в отношении которых военными комиссариатами применены временные меры, направленные на явку этих лиц по повестке военного комиссариата.
5. Кандидаты в водители не смогут сдать экзамен на права, если автошкола не получила заключение о проверке соответствия материально-технической базы от ГИБДД. Если у автошколы нет лицензии – история та же. Этому кандидату просто откажут в выполнении услуг.
ЭКЗАМЕН СТАНЕТ ЛЕГЧЕ
С главными новациями столкнутся те, кому предстоит сдавать экзамен на права. Для них предусмотрено увеличение количества штрафных баллов, которые они получат в ходе практического экзамена. Вместо пяти баллов теперь им можно будет набрать семь. То есть появилась возможность для совершения ещё одной мелкой ошибки.
Кроме того, увеличены габариты такого упражнения, как разворот в ограниченном пространстве. С 1 апреля кандидаты в водители будут разворачиваться не в пятиметровом коридоре, а в семиметровом. Автомобиль среднего класса просто не помещался в пятиметровый коридор.
Помните горку, на которой надо было остановиться и снова тронуться, не допустив отката назад? А потом остановиться на спуске и снова тронуться. Так вот, с 1 апреля потребуется показать только своё умение трогаться в горку. Остановка на спуске ушла в небытие.
Для мотоциклистов вместо заезда задним ходом в гараж появится упражнение «Габаритная доска», то есть мотоциклист должен проехать по узенькой прямой (25 см) некоторое расстояние (10 м). Заезжать в гараж задним ходом – упражнение, не сильно способствующее безопасности дорожного движения. Редкие мотоциклы оборудованы подобной функцией.
НОГИ ОТ ПЕДАЛЕЙ!
Ещё одна новация вступит в силу с 1 апреля. С этой даты инспекторы, принимающие экзамены, если для этого используется автомобиль автошколы, будут сидеть не на переднем пассажирском сиденье, с возможностью пользоваться дублирующими педалями, а на заднем.
Дело в том, что тут возникала проблема с законодательством. Обучающий вождению приравнивается к водителю. А экзаменатор – нет. Тут не поможет даже полис ОСАГО с открытым списком допущенных к управлению. Если во время приёма экзамена происходит авария, кто виноват? Кто кому обязан выплачивать ущерб?
Нововведения решают эту проблему, но при некоторых условиях – все автомобили, на которых принимаются экзамены на права, должны быть оборудованы световой и звуковой сигнализацией об использовании дублирующих педалей. И главное, чтобы внутрисалонная камера учебной машины фиксировала все действия экзаменуемого.
Есть и ещё один момент. Некоторые подразделения принимают экзамены на собственных автомобилях. Очевидно, что к доппедалям постороннего человека не допустят. Однако это не отменяет оборудование машины сигнализатором использования этих педалей.
ЕСЛИ СРОК ДЕЙСТВИЯ ПРАВ ИСТЁК?
Водительские удостоверения, срок действия которых истекает в 2024 и 2025 годах, продлеваются на три года. Соответствующее постановление Правительства РФ опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации и вступило в силу.
Инициатором такого продления срока действия водительских удостоверений выступило МВД России совместно с Минэкономразвития России. Инициатива реализована в рамках полномочий Правительства РФ и направлена на снижение административной нагрузки для граждан и бизнеса.
Это нововведение коснётся как водителей, управляющих транспортными средствами в личных целях, так и тех, кто управляет автомобилем при осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности.
Напомним, что ранее такая отсрочка была введена для водителей, у которых срок действия прав истекал в 2022 и 2023 году. Но это не означает, что им продлили отсрочку. Отсрочка у них осталась прежняя – три года. То есть те, у кого срок действия прав истёк в 2022 году, должны поменять их до 2025 года включительно. Те, у кого срок вышел в 2023 году, – до 2026 года.
МОТОЦИКЛ = СНЕГОХОД?
Мотоциклистам, то есть тем, кто имеет открытую категорию «А» в водительском удостоверении, разрешили управлять снегоходами и квадроциклами. При этом без наличия прав тракториста-машиниста. Другим водителям также предоставили такую возможность, но с соблюдением некоторых дополнительных требований.
Дело в том, что поправки в закон «О безопасности дорожного движения», которые были введены в конце декабря ушедшего года, действительно предоставляют право управления снегоходом и квадроциклом для мотоциклистов. А вот для водителей с другими категориями делаются оговорки. Причём эти оговорки сделаны поправками в закон «О самоходных машинах и других видах техники».
Водители с правами категорий «В», «С», «D» также могут управлять этой техникой. Но при условии, что взяли её на условиях договора аренды, проката или иных возмездных договоров. При условии проведения инструктажа по управлению этой техникой и обеспечении её безопасной эксплуатации.
ЗА РУЛЬ АВТОБУСА – ТОЛЬКО С ОПЫТОМ
С 1 апреля вступят в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, согласно которым получить права на управление автобусом (категория «D») можно будет, только имея стаж управления другими категориями не меньше года.
Автошколы, чтобы обучать водителей, должны иметь действующее заключение ГИБДД о соответствии их материальной базы, а также программ подготовки необходимым нормативам.