Центральный банк встревожен активизацией финансовых мошенников, прикрывающихся его именем. Аферисты обещают вернуть компенсации в будущем, но заплатить за «возврат» просят немедленно.
Грабители у аппарата
Аферисты не стесняются использовать в своих криминальных целях доверие населения к государственным институтам, в том числе и к Банку России. Их целевая аудитория – граждане, ставшие жертвами финансовых пирамид, псевдопсихологов и экстрасенсов, продавцов псевдомедицинских товаров, приборов и биодобавок. Бывает, деятельность преступников давно пресечена правоохранительными органами – а составленные ими базы данных об обманутых гражданах продолжают гулять в интернете. И другие мошенники берут их на вооружение.
Они звонят доверчивым людям по телефону, представляются сотрудниками Банка России и обещают выплатить компенсацию за потерянные когда-то деньги. Но чтобы получить её, нужно заплатить комиссионный сбор или подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, обязательную страховку, госпошлину, комиссию за перевод денег… Кроме того, мошенники требуют представить паспортные данные и банковские реквизиты.
Способы оплаты обычно предлагаются такие: переводы средств через платёжные системы или системы переводов, перечисление средств на счета каких-либо организаций или лиц. Некоторые успевают перечислить мошенникам крупные суммы, прежде чем им придёт в голову обратиться в Банк России с вопросом об обещанной компенсации.
Иногда мошенники от имени Банка России предлагают доверчивым гражданам оплатить услуги по перечислению им различных денежных выплат и компенсаций, якобы одобренных на государственном уровне. Если человек выполняет эти указания, мошенники получают доступ к его банковскому счёту, и с его карты списываются денежные средства. Конечно, никакого отношения к таким смс-оповещениям Банк России не имеет.
Банк России не работает напрямую с физическими лицами, не блокирует их карты и не выплачивает гражданам никаких компенсаций. Единственная возможность получить смс-сообщение от Банка России – направить обращение в его интернет-приёмную через сайт cbr.ru.
Если при заполнении электронной формы жалобы гражданин указал номер своего мобильного телефона, ему впоследствии может прийти смс-уведомление с короткого номера 3434 с просьбой оценить качество и полноту предоставленного Банком России ответа по шкале от 1 до 5. И в этом случае сообщение не станет для человека неожиданностью. Отправка ответного смс бесплатна. Никаких смс-сообщений с другим содержанием Банк России гражданам не направляет.
«Письма счастья»
Ещё одна схема – направление уведомлений о выплатах и компенсациях в письменном виде с использованием поддельных документов с отдельными реквизитами Банка России. По почте на бланке с некоторыми реквизитами Банка России и, возможно, с отметкой о регистрации якобы в Министерстве юстиции Российской Федерации гражданину поступает уведомление о том, что судом принято решение о выплате компенсации за приобретение каких-либо товаров в мошеннических организациях. В фальшивом уведомлении обычно указывают контактное лицо и номер телефона. Для большей убедительности мошенники предупреждают свою жертву о том, что в случае игнорирования письма компенсация будет национализирована (утилизирована, расформирована). Гражданин, клюнувший на это письмо, попадает к аферистам, которые далее действуют по схеме, о которой мы сейчас вам рассказали.
Сначала всё проверь
Что делать, если вы не обращались в интернет-приёмную Банка России и вдруг получили сообщение якобы оттуда? Ни в коем случае не нужно на него отвечать. Даже если оно будет содержать цифры 3434 (в самых разных вариантах). И уж тем более не следует сообщать свои персональные данные и данные своей банковской карты. Если кто-то теряет свои кровные только потому, что мошенники умело играют на уважении и доверии граждан к мегарегулятору финансового рынка – это горько вдвойне. Поэтому, прежде чем выслать деньги или сообщить незнакомцам персональную информацию, проверьте полученные сведения.
Обратитесь в интернет-приёмную Банка России на его официальном сайте www.cbr.ru. Или позвоните по телефонам: 8-495-771-91-00 (круглосуточно по рабочим дням) либо 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков из всех регионов России).
Елена ГРЕКОВА.
«РГ».