В Центральной городской библиотеке имени П.Бажова прошли VII Краеведческие чтения.
«Люби и знай свой край!» – этот слоган располагался раньше на видном месте в любом школьном музее нашей страны. Как-то не принято было в СССР ничего не знать о своей малой и большой родине, а если кем-то открывались другие, доселе не изведанные страницы прошлого, находкой спешили поделиться со всеми.
Как известно, библиотека имени П.Бажова в Лесном – хранитель всевозможных традиций. Любители-краеведы на протяжении вот уже почти десятка лет раз в год собираются в «Бажовке» для того, чтобы поделиться друг с другом и слушателями открытиями, сделанными ими за год. Начиная с 2011 года, в библиотеке проходят Краеведческие чтения, инициатором и организатором которых является человек творческий, активный и неравнодушный к судьбе Лесного – главный библиотекарь читального зала № 1 Ольга КАРЯКИНА.
Программу очередных, седьмых по счёту, Краеведческих чтений составили несколько докладов, остановлюсь лишь на некоторых. И не потому что остальные не понравились или звучали скучно, нет, все выступления были интересными, сопровождались слайдами архивных фото, находили живой отклик в сердцах слушателей. Кто-то кивал, соглашаясь с оратором, кто-то, вспомнив историю из своей жизни, тут же начинал громким шёпотом пересказывать её соседу по ряду – равнодушных в зале не было, как не было и тех, кого сюда пригнали, как говорится, «из-под палки». Просто две темы, озвученные на Чтениях, – «От Узена до Мурманска – на собачьих упряжках» (доклад Владимира СТРУГАНОВА) и «Фонтаны города Лесного» (сообщение Нины СТАНКЕВИЧ) – уже находили отражение на страницах «Вестника» в рубрике «К 70-летию Лесного».
Внимая каждому слову, зал слушал выступление Валентина МУРАВЬЁВА, ветерана города, бывшего электросварщика, который участвовал в возведении плотины на реке Большая Именная в посёлке Горный. В своём исследовании он рассказал о судьбе двух посёлков – золотодобывающих приисков Вайнер и Петровский.
Оказывается, на месте любимого всеми озера Вайнер – как сейчас называют в народе водохранилище, раньше были два поселения. Сначала, ещё до Октябрьской революции 1917 года, на реке Большая Именная появился Вайнер. Посёлок образовался рядом с драгой – плавучей золотодобывающей фабрикой, собственником которой был немец Вейнер. После революции немец иммигрировал, а название посёлка Вейнер «чудесным образом» изменилось на Вайнер – фамилию известного в то время революционера, члена Екатеринбургского комитета РСДРП(б).
В пик своего рассвета – в 1930-е годы посёлок насчитывал полтора десятка домов, были контора, почта, телеграф, пекарня и магазин, клуб, конный двор, школа, детский сад и прочее. Золота добывали много, и посёлок процветал. По выходным устраивали в клубе танцы, ставили театральные постановки с суфлёром, причём, суфлёр часто шептал так громко, что его было слышно лучше, чем артистов, но благодарный зритель всё равно смотрел спектакль предельно внимательно. Летом ходили за грибами и ягодами, зимой компаниями катались на больших санях с горы, рыбачили, благо, рыбы в то время было вдоволь, на лошадях в телегах летом и в санях зимой ездили в райцентр, которым в то время считался Ис. Добытое золото под надёжной охраной НКВД доставляли туда же.
В 1940-х годах центр жизни переместился в Петровский. Туда вниз по течению ушла драга. Жизнь в посёлке Вайнер стала замирать, а к началу Великой Отечественной войны и вовсе остановилась. Люди семьями переселялись в Петровский, поближе к цивилизации, а в Вайнер наведывались изредка, навестить знакомых и родных. Золота становилось всё меньше, и в правительстве было принято решение драгу № 30, которая работала в этих местах, остановить и переместить на новое место.
Без золотодобытчиков посёлки стали потихоньку умирать. Позже, при строительстве 4 завода, было принято решение их и вовсе – затопить.
Как рассказал Валентин Муравьёв, практически не осталось документальных свидетельств того времени – очень мало фотографий и воспоминаний, хотя некоторые слушатели в зале, глядя на сохранившиеся фотоснимки, смахивали слёзы – узнали свои родные места.
Хороших людей посёлки Вайнер и Петровский воспитали немало, сельчане также уходили на фронт во время войны 1941-1945 годов, многие потом получили высшее образование, сыскали уважение в обществе, стали почитаемыми людьми. Но навестить свою малую родину они не могут – вместо некогда крупных богатых посёлков теперь колышется водная гладь искусственного водохранилища.
Кроме докладов на седьмых Краеведческих чтениях слушали стихи участников клуба «Любителей Изящной Словесности» и смотрели кинохронику – фильмы «ЦЗЛ. Новогодний вечер 1973-1974 гг.» и «К 25-летию комсомола», смонтированные из кадров Сергея ФЕДОРОВСКОГО и озвученные с долей доброго юмора его сыном Павлом. Некоторые слушатели чтений, а в зале было порядка ста человек, встретились со своей молодостью, увидев на экране себя…
По прошествии каждых Чтений издаются сборники материалов. Они вручаются прежним докладчикам перед началом новых Краеведческих чтений и становятся достоянием «Бажовки» и городского музея.
В следующий, седьмой по счёту сборник кроме уже названных тем войдут и доклад преподавателя географии Веры ИВЛЕВОЙ об истории сельских окрестных школ и сообщение настоятеля храма, иерея Сергия (АРХИПОВА) о пребывании в нижнетуринской тюрьме, которая располагалась на месте ныне существующей «Венты» (Нижняя Тура), «героя революции» и большевика Якова Свердлова.
Наверняка в будущем эти рассказы об истории города и нашего уральского края станут полезны новым поколениям, иначе как они узнают о том, что было раньше?