В третий раз в Лесном, в единственном пока городе Свердловской области, зажёгся «Цветаевский костёр». А само это пламенное поэтическое явление родилось 30 лет назад, в октябре 1986 года, в маленькой южной Тарусе, городе – «источнике «русскости» поэзии Марины Цветаевой».

Таруса была любимым местом летнего отдыха семьи Ивана Владимировича ЦВЕТАЕВА, подвижника российской культуры, организатора всемирно значимого «Пушкинского музея» в Москве, профессора Московского университета. Их московский дом был всегда открыт для современных умов того времени, талантов, меценатов. Такая семья не могла не быть основой глубочайшего интеллекта столь же всемирно известной поэтессы.

Нобелевский лауреат Иосиф Бродский назвал Марину «Первым поэтом ХХ века в мире». Борис Пастернак тоже искренне считал, что самое большое признание ждёт именно Цветаеву. Но главную любовь и почитание она снискала у обычных читателей, ещё тех, советских людей, перед которыми ей, «белогвардейской поэтессе», запрещено было выступать, снискала за несгибаемый характер, за трагическую судьбу, за каждый её оголённый нерв и за проникновенные, талантливые произведения.

Теперь «Цветаевские костры» зажигаются ежегодно в очень многих городах России и мира, их искорки разлетелись по всему земному шару. Поэзия Марины по-прежнему жива и, более того, набирает силу своей огненностью, глубиной, невероятной духовной высотой строки. И даже в нашем городе «Цветаевский костёр», который организовали активисты профсоюзного комитета комбината «Электрохимприбор», перерос в большой общегородской праздник, объединивший любителей «Марининой строфы» разных возрастов, профессий и устремлений.

На поэтическом вечере была организована фото-зона, каждый мог сфотографироваться на память в «уголке Марины».

В этот раз всё было вместе: сценарий, оформление мероприятия, участники, гости, поленья для костра, замечательный дизайн Татьяны Шушпановой… И встреча любителей и почитателей поэзии Цветаевой, организованная в городском Парке культуры и отдыха, прошла на одном дыхании. «Далеко опередившая талантом время» поэзия Марины Цветаевой витала в воздухе, звучала в голове, словно говоря: «Я с каждой строкой воскресаю» (если чуть-чуть переиначить Маринино: «Я с каждой волной воскресаю». Ведь «Марина» – с латыни – «морская».

«Года прожитые спрессуются в века,
Заменят скоро многое машины,
Но будет звать к прекрасному всегда
Поэзия бессмертная Марины…»

Стихотворными строчками собственного сочинения, тёплыми словами приветствия открыл праздник, а также зажёг «Цветаевский костёр» председатель профкома градообразующего предприятия Евгений Венгловский. Вновь прозвучал гимн во славу Цветаевой на слова Владимира Попрядухина, музыку Александра Митрохина с этой замечательной концовкой-призывом: «Коснёмся друг друга сердцами!»

И, словно отвечая на него и на призыв самой Марины: «Я обращаюсь с требованием веры и с просьбой о любви», полились стихотворные строки местных поэтов, посвящённые Марине, перемежаемые её стихами, которые высокохудожественно прочли со сцены юные «цветаевцы», учащиеся школ Ксения Шабалина, Елизавета Жданова, Василиса Ключникова, Матвей Пономарёв под руководством председателя Клуба любителей изящной поэзии при библиотеке им. П.Бажова Ирины Матвеевой.

Их сменили слаженная группа юных актёров детского театра-студии «Арлекин» (ЦДТ) под руководством и при непосредственном участии в поэтическом марафоне режиссёра театра Ирины Власовой, а также выступления Анатолия Пилигримова, который прочёл стихи цикла «Лебединый стан», члена клуба «ЛИС» Лады Анкушиной – её посвящение Цветаевой положили на музыку и исполнили барды из «Лесного мотива».

Ведущие Елена Хохлова, Татьяна Моисеенко, а также работник библиотеки им. Бажова Валентина Айдочкина постарались в мягкой, лиричной форме рассказать о жизни и творчестве поэтессы, приоткрыли завесу наговоров и тайн, связанных с непримиримым характером Марины, её душевным бунтом, объяснимым сейчас, в веке 21-м, и не понятым в годы её жизни. Поведали о её утратах (смерти младшей дочери, аресте, затем гибели на фронте её мужа, заточении в лагерь на целых 16 лет её старшей дочери, о её безысходном, безработном и совершенно отчаянном положении в Елабуге во время войны, о её безвременной гибели. А ещё о том, что на её произведения долгое время был наложен запрет, пьесы не ставились, стихи не печатались, на встречи с людьми она демонстративно ходила самостоятельно, нарушая запреты. Ей было за что не любить и не принимать советскую власть. Жена белогвардейского офицера, она так же, как и он, всем сердцем и душой истинно русского человека – понимала, что такое верность идеалам, порядочность и правда. Не принимала многих постулатов, а в творчестве была открыта и искренна.

И лишь Хрущёвская оттепель приоткрыла занавес запрета на величайшую звезду Серебряного века российской словесности. Она вошла в русскую поэзию самобытным самоцветом с неповторимо ярким дарованием. Она оставила нам сборники лирических стихов, 17 поэм, лирические эссе, стихотворные драмы, пьесы, мемуарную прозу, воспоминания и размышления. Она оставила нам всю себя.

Перемежаясь словом, со сцены постоянно звучала музыка: романсы на стихи Марины, исполненные Галиной Пилигримовой, Розой Ибрагимовой, Ольгой Соломиной, гитарное соло Сергея Солдатова, бардовские песни и вновь – стихи про неё и для неё. Площадку «Открытый микрофон» посетили 15 человек. Многие читали её стихи на память, а некоторые – впервые взяв в руки распечатанные тексты – так «зацепил» этот поэтический вечер, на протяжении которого любовь к поэтессе сквозила в каждом слове, каждом звуке. И это тоже была музыка. Помните: «Моя божественная лира с твоей гитарою сестра».

Костёр горит, потрескивают поленья, что подкладывают участники мероприятия, хозяева и гости. И звучат простые поэтические строчки:

«Когда вдруг покажется
Жизнь – это вздор,
Задушит змея равнодушья и сплетен,
Зажгите с друзьями Маринин костёр
И руки, и лица, и души согрейте!»

А действо на сцене не кончается. Зачитали приветственные телеграммы из других городов области и России. Одна даже – из Германии, от бывшей лесничанки, а теперь организатора «Цветаевского костра» в городе Людвигсбурге Елены Гарш: «Приветствую вас, дорогие земляки! Эти костры стали нам необходимы, как воздух, не правда ли? Ведь в пламени их всегда незримо присутствует дух Марины. Они сближают расстояния, объединяют нас, делают причастными к вечной и непостижимой тайне Слова и Музыки…»

Пришёл и черёд наградить победителя традиционного поэтического конкурса на лучшее стихотворение, посвящённое Цветаевой. Им стала Татьяна Ляпцева. И по праву. Когда-то Марина сказала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…». Таня продолжила:

«Твоим стихам пришёл
черёд. Марина,
Затрепетала ты опять
в сердцах.

И красной кистью
вновь зажглась рябина,
И вечным будет твой огонь
в словах».

Фотоавтора
Предыдущая статьяПродолжаются хищения денежных средств с банковских счетов граждан
Следующая статьяВечер с позитивом

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя