С 1 января 2013 года в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ внесены изменения, которые прописывают порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Суть изменений сведена к тому, что на законодательном уровне обязательства по оплате капитального ремонта закреплены за собственниками помещений многоквартирного дома. Эта норма для жителей г. Лесного не является новой, т.к. оплата капитального ремонта (ставка капитального ремонта в размере 2,5 рубля за 1 кв. м) была введена ещё в 2011 году. Тяжелее придётся тем жителям, которым ещё предстоит осознать необходимость исполнения данного законодательного акта. Действительно, можно по-разному относиться к тому, что государство обязало нас, собственников жилых помещений многоквартирных домов, оплачивать расходы на капитальный ремонт, но на сегодняшний день определены правила, одинаковые для всех. Раньше ЖК РФ позволял — по выбору собственника — либо принимать участие в оплате капремонта общего имущества многоквартирного имущества, либо нет. Хотя и в ЖК РФ, и в Гражданском кодексе РФ на собственника возлагались обязательства по содержанию общего имущества дома.
С уверенностью можно сказать, что такая двоякая ситуация в дальнейшем имела бы негативные последствия в части обеспечения нашего комфортного проживания в нашем же жилом фонде. Далеко за примером ходить не надо: взять хотя бы норму, согласно которой обязательства наймодателя (в роли которого выступает муниципалитет) по капитальному ремонту на момент приватизации не были исполнены — подлежали исполнению. Но давайте объективно проанализируем — откуда у наймодателя финансовые средства на проведение этих работ? В расходных полномочиях местных бюджетов средства в полном (необходимом) объёме никогда не предусматривались, поэтому говорить, что данные средства просто не использовались — нельзя.
Вспомним историю: основная жилищная застройка всегда осуществлялась градообразующими предприятиями, и только в 90-е годы прошлого столетия жилищный фонд в его фактическом состоянии перешёл в наследство муниципальным властям — вместе с обязательствами по проведению капитального ремонта. Но без источника финансирования указанный путь вёл в никуда…
С другой стороны, на территориях, где были приняты решения о вводе платы за капитальный ремонт, не было общих установленных правил. Да, устанавливался общественный контроль за деятельностью организаций, осуществляющих управление жилым фондом, но, как правило, реально отследить и проконтролировать исполнение данных обязательств крайне затруднительно.
На сегодняшний день внесённые изменения в ЖК РФ не только прописывают обязательства по финансированию работ капитального характера на многоквартирных домах (МКД), но и отслеживание исполнения работ и, соответственно, целевого использования поступивших от собственников финансовых средств. Все поступающие взносы на капитальный ремонт будут учитываться отдельно по каждому МКД и индивидуально по каждому собственнику в данном жилом доме. Все взносы, поступающие операторам от собственников, защищены в случае возможного банкротства операторов, т.е. данные средства не включаются в общую конкурсную массу, а по решениям собственников передаются новому оператору. В случае размещения средств собственников по взносам на капитальный ремонт у регионального оператора обязательства автоматически возникают у субъекта РФ, т.е. фактически предоставляются государственные гарантии.
одной статье прокомментировать вновь введённые изменения в ЖК РФ в части организации проведения капитального имущества МКД — невозможно, да и вопросов по реализации нововведений гораздо больше, чем ответов. На семинаре-совещании, состоявшемся в Невьянске 7 февраля, специалисты Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области предварительно подсчитали, что для практической реализации данного нормативного акта необходимо на уровне субъекта (Свердловской области) принять более 50 нормативно-правовых актов, в том числе — более 20 законов Свердловской области. Кроме этого, на уровне федеральных органов власти также должны быть приняты соответствующие нормативные документы. В целом по оценке Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в 2013 году основная работа будет заключаться в формировании указанной нормативно-правовой базы.
На сегодняшний день между органами местного самоуправления городского округа «Город Лесной» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, курирующим данный вопрос, ведётся работа по формированию средств капитального ремонта в 2013 году на перспективный период, т.к. сам по себе этот вопрос не решится, а затягивание ситуации только её усугубит.
Очередное совещание по вышеуказанному вопросу запланировано на 20 марта в Качканаре. В совещании примут участие представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, муниципальных образований, общественных советов.
Планируется и в дальнейшем освещать данный вопрос в СМИ. Но мы, как собственники, уже сегодня должны самостоятельно изучить нововведения в ЖК РФ, а именно -его новый раздел IX: «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», и уже быть готовыми хотя бы для себя принять те или иные решения.
Александр ВЕДЕРНИКОВ,
начальник отдела энергетики и жилищной политики
администрации городского округа «Город Лесной».