В жизни каждой семьи наступает момент, когда ребёнок начинает активно копировать действия родителей и пытается помогать в домашних делах. Он с удовольствием возит тряпкой по полу, месит тесто. Маленький помощник пытается отобрать пылесос, с восторгом жужжит блендером и помогает варить кашу. Если родители поощряют такую помощь по хозяйству, хвалят малыша и при этом проявляют стойкость и терпение, малыш с удовольствием продолжает свои занятия.
Главное – не пугайте ребёнка грозными заданиями «чтоб все убрал», «чтоб игрушки были в ящике» и т.д.
Для ребёнка всё гораздо легче познаётся в игре. Поэтому нелишними среди игрушек ребёнка будут игрушки из серии «бытовая техника», кухня, посуда и т.д. Дети с увлечением копируют действия взрослых – гладят игрушечным утюгом кукольные одёжки, накрывают игрушечный стол, пылесосят. Со временем это перенесётся на настоящие взрослые элементы быта.
Одним из полезных навыков является «список ежедневных рутин» для детей, который можно предлагать малышам от двух лет. Деятельность ребёнка можно условно разделить на 3 группы:
- дела, с которыми ребёнок справляется сам, без помощи взрослых;
- дела, которые ребёнок может делать вместе со взрослыми;
- дела, которые ребёнок пока сделать не может.
Для списка ежедневных рутин подходят дела первых двух групп. Дела из второй группы являются «зоной ближайшего развития ребёнка», и для их выполнения малышу потребуется ваша помощь. Главное условие для списка дел – он должен быть наглядный и понятный. Для малышей подойдёт список дел в картинках, для детей постарше задания можно написать словами. Не включайте в список сразу много пунктов: 5–7 задач будет вполне достаточно.
Ежедневный список может включать такие дела: помочь маме застелить постель, собрать игрушки, вытереть пыль, вынести мусор, полить цветы, покормить домашнее животное, прибрать на письменном столе, накрыть на стол перед обедом, убрать со стола и т.д. Списки дел для детей должны быть наглядные настолько, чтобы даже малыш, не знающий ни одной буквы, мог в нём разобраться. За выполнения каждого задания можно наклеивать в этот список наклейку, ту которую выберет сам малыш. Ребёнку очень важно чувствовать одобрение и поощрение родителей.
Не принуждайте малыша к выполнению пунктов любой ценой: выполнение дел из списка должно приносить радость и удовлетворение, а не страх получить выговор. Если ребёнок категорически отказывается выполнять тот или иной пункт, постарайтесь выяснить, в чём причина неприятия. Обсудите возможность замены пункта на другой. Обязательно применяйте положительное подкрепление.
Если у малыша что-то не получилось, переделайте за ним, но только тогда, когда он не видит этого: ребёнок не должен знать, что его усилия оказались бесполезными. Главное, не упустите тот момент, когда малыш сам мечтает помочь вам!
Способов приучить ребёнка помогать родителям и друг другу немало, но есть ещё одно условие, которое должно соблюдаться для того, чтобы ребёнок вырос хорошим помощником: в среде обитания малыша должна царить атмосфера взаимопомощи. И, конечно, совместная активная деятельность и ощущение принесённой пользы помогут малышу полюбить труд!