Осведомлённость телефонных мошенников о личных данных клиентов банков привела к тому, что отличить реального сотрудника банка в трубке от злоумышленника становится всё сложнее. Хотя, если ваши деньги в опасности, позвонить из банка действительно могут. Другой вопрос – как на это реагировать. Самым правильным решением в большинстве случаев будет положить трубку. Но не всегда.
В редакцию «Российской газеты» обратились три читателя-пенсионера, которым позвонили, представившись Сбербанком. Двое из них переводили больше 100 тыс. руб. с карты на карту, один – оплачивал счёт по QR-коду на 7,2 тыс. руб.
Одному из переводивших более 100 тыс. руб. карту заблокировали сразу. В двух других случаях был заблокирован только платёж, после чего им позвонили операторы из Сбербанка. Операторы задавали много вопросов, начав с вопросов о факте и цели перевода. Кроме того, они задавали вопросы из разряда «мы видим, что по вашей карте в последние дни были траты в продовольственном магазине №, назовите улицу, на которой он находится». На подобные вопросы клиенты отвечать отказались и положили трубку, опасаясь, что им позвонили мошенники. После этого им заблокировали карты, их пришлось перевыпускать в офисах Сбербанка, где им и подтвердили, что звонили настоящие операторы.
Как понять, что имеешь дело с реальным оператором?
Сотрудники банка могут звонить клиентам только в следующих случаях: напомнить о персональных предложениях по продуктам и услугам или для урегулирования просроченной задолженности. Само оформление банковского продукта проходит только в онлайн-банке или в офисе.
Сотрудник службы безопасности может позвонить, если есть подозрение на мошенничество. Например, клиент совершает нетипичную для себя операцию: оплачивает товар на незнакомом сайте или снимает большую сумму в банкомате, чего раньше никогда не делал. Другой вариант – система фрод-мониторинга зафиксировала подозрительную активность. Например, клиент переводит деньги на реквизиты, на которые раньше уже поступали жалобы.
В таких случаях сотрудник безопасности позвонит по телефону или напишет в мобильное приложение, чтобы разобраться в ситуации.
Настоящий сотрудник банка не просит что-то сделать со счётом, чтобы подтвердить операцию или отменить её. При необходимости он сам может остановить перевод, заблокировать карту и доступ в личный кабинет.
Мошенники же попросят что-то сделать: перевести деньги на «защищённый счёт», назвать личные данные, код из СМС, установить «специальное приложение». Они давят, требуют что-то сделать срочно, никому не рассказывать о звонке.
Единственно верное решение здесь всегда, в случае малейших сомнений, положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обороте карты, на сайте банка или написать в чат.
Роман МАРКЕЛОВ. «РГ».