Любой малыш, начинающий ощущать свои возможности, будет пытаться что-то сделать самостоятельно. Если эти действия не угрожают жизни ребёнка, позволяйте ему выполнить маленькое дело.
Например, если малыш хочет сам отнести чашку в мойку или донести свою порцию каши до стола, то не запрещайте ему. Если ребёнок схватился за вашу тяжёлую сумку с продуктами, не кричите, что он надорвётся и ему не стоит брать эту тяжесть. Предложите сделать это вместе, не отбирайте и не запрещайте проявлять инициативу, даже если задача ему не по силам. Иначе ваши слова отпечатаются в сознании малыша, и, когда придёт время, ваш сын или дочь заявит, что детям нельзя носить тяжёлое.
Задания для ребёнка должны быть по силам, задача родителей – предвидеть травмы, но не опекать излишне малыша. Нужно помогать ребёнку на первых порах, хвалить и дать почувствовать себя значимым при выполнении посильной работы.
Выполняя дела по дому всей семьёй, привлекайте ребёнка к этому труду, и он будет понимать, как важна его помощь. Уверенность в своих силах сформируют беседы с детьми по принятию решений о покупке продуктов, составлении меню на день, выборе игрушек.
Рассмотрим несколько советов, как дать ребёнку почувствовать себя значимым:
- общайтесь на равных, контакт глаз – это основное средство передачи ребёнку наших чувств;
- спросите у ребёнка совета, попросите вас чему-нибудь научить;
- поинтересуйтесь его планами и старайтесь учитывать их в собственном планировании;
- стучитесь к ребёнку в комнату, спрашивайте разрешения взять его вещь;
- просите о помощи в чём-либо и после её получения не критикуйте действия ребёнка;
- давайте посильные поручения;
- одобряйте его как личность (возможна только безоценочная критика поведения, поступков, а не личности ребёнка);
- поддерживайте в трудной ситуации;
- разговаривайте как со взрослым, не сюсюкайте;
- встречайте и провожайте ребёнка как лучшего друга;
- позволяйте ему выражать свои чувства и делитесь своими чувствами;
- позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями, отрицательный опыт – это тоже опыт;
- концентрируйте внимание не на ошибке, а на том, как выйти из сложной ситуации;
- позволяйте ребёнку защищать себя, только научите делать это правильно, без агрессии;
- если вы не правы – просите прощения.
Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Если им ничего не даётся, им нечего возвращать.
Подготовлено по материалам сети Интернет.