В управлении МУП «Технодом» находится 436 жилых домов. Отмежёванная к домам территория разделена на 104 двора, которые обслуживаются и в зимний период, – производится механизированная и ручная очистка проезжих частей, тротуаров, подходов к крыльцам и лавочкам.
К зимней уборке дворовых территорий привлекается почти два десятка единиц техники и более 60 дворников.
Должная уборка
При обслуживании территории мы руководствуемся постановлением Госстроя РФ № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в котором чётко определены виды зимней и летней уборки, что входит в их состав.
– Наша задача при обслуживании и содержании земельного участка зимой – обеспечить беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов по дворовой территории независимо от погодных условий. А также своевременно устранять колейность, снежные наросты и уплотнение снега на внутриквартальных проезжих частях, – говорит ведущий специалист управляющей компании «Технодом» Надежда Смарагдова.
Это касается не только «Технодома» – все управляющие компании должны обеспечить свободный проезд к люкам смотровых колодцев и узлов управления инженерными сетями и пожарных гидрантов, которые находятся на территории многоквартирного дома. А при уборке пешеходных дорожек – чётко обозначать бордюрный камень на всю его высоту, чтобы исключить парковку на газонах, да и чтобы люди видели края проезжих частей и тротуаров.
При очистке крыш, карнизов и водосточных труб от снега и наледи коммунальщики обязаны обеспечить полную сохранность зелёных насаждений и дворового оборудования, личного транспорта жителей.
Алгоритм уборки снега
– Уборка внутриквартальных проездов и территорий от снега разделяется на два типа – плановая и внеплановая. При плановой уборке управляющая компания работает в соответствии со специально разработанным графиком очистки. Внеплановая уборка проходит в зависимости от погодных условий – во время снегопадов и оттепели, – поясняет Надежда Смарагдова.
При плановой механизированной уборке снега первыми на «вахту» заступают дворники, которые вручную очищают крыльца, пешеходные дорожки и подходы к тротуарам. То есть ведут предварительную подготовку двора для дальнейшей механизированной очистки. Параллельно с дворниками техники или мастера ЖЭКов проводят поиск автовладельцев, транспорт которых помешает уборке. Далее к работе приступает грейдер или иной крупногабаритный транспорт, оснащённый специальным ножом для вскрытия снежного наката. После чего в борьбу со снегом вступают трактора, мини-погрузчики и КАМАЗы для вывозки снега. Снег при этом убирается полностью, под скребок, а при образовании наледи проезды и тротуары подсыпаются отсевом.
Плановая очистка тротуаров производится с периодичностью раз в трое суток.
Очистка проезжих частей и тротуаров во время снегопада проводится согласно интенсивности осадков. Каждая единица техники идёт по заданному маршруту. Уборка снега производится непрерывно в случаях, если из-за осадков передвижение по проезжей части или тротуарам становится невозможным.
Во время снегопада инженерно-техническому персоналу «Технодома», отвечающему за вывод техники, положено приступать к работе в будни – с 5.00, в выходные и праздничные дни – с 7.00.
– Если наступает оттепель, то техника сдвигает рыхлый снег с проезжих частей и переносит его к местам складирования. Тракторы или погрузчики продолжают рыхление снежных куч для интенсивности оттаивания, – добавляет Надежда Смарагдова. – В гололёд главная – комбинированная дорожная машина. Она подсыпает проезжие части и тротуары песком или отсевом.
Вынужденный перенос
Как отметила ранее ведущий специалист «Технодома», графики механизированной уборки составляются ежемесячно. Ежедневно через социальные сети и путём размещения объявлений на стендах у подъездов управляющая компания информирует жителей о планируемой и производственной уборке дворов с указанием адресов.
– Конечно, если идёт снегопад, то работы по запланированному графику не выполняются. При обильном снегопаде управляющая компания обязана каждые три часа проводить очистку проезда и тротуаров. Плановые очистки дворов переносятся на более поздний срок, в том числе и во время сильных морозов, – уточняет Надежда Смарагдова.
Приоритеты
Многие горожане интересуются, почему в одном дворе «снег очистили уже второй раз», а куда-то и «вовсе не приезжают». Или почему в новом районе снежную уборку проводят чаще.
– Существуют приоритеты зимней уборки. В первую очередь ведётся расчистка придомовых территорий в тех дворах, где проживает большое количество населения. А это – новый район с многоэтажными домами и гораздо большим скоплением автотранспорта, нежели во дворах в старой части города, – говорит Надежда Смарагдова.
Конечно же, никто старую часть Лесного не оставит без очистки. Для этого привлекаются подрядные организации, которые работают параллельно с дорожной бригадой «Технодома».
В случае острой необходимости выполняются работы и по заявкам от жителей.
Вывоз снега
По словам ведущего специалиста «Технодома», первоочередной вывоз снега осуществляется в тех местах, где затруднена видимость пешеходов и транспорта.
Вывозятся и снежные валы, которые дети превращают в горки, чтобы исключить риск внезапного появления ребёнка на проезжей части.
– Наш город не расположен на равнине. Буквально в каждом дворе есть уклоны и возвышенности, поэтому дополнительно производится вывоз снега, угрожающего при таянии подтоплением жилых домов, – добавляет Надежда Смарагдова.
Специалист управляющей компании отметила, что ежедневно после проведения плановой очистки с одного двора в старой части города вывозится 3-4 восьмитонных КАМАЗа снега, в новом районе – до 4-5. Всё дело в аномальной и многоснежной зиме.
Неприятные повреждения
Впервые за многолетнюю практику снегоуборочной кампании «Технодома» в эту зиму на механизаторов поступили жалобы о разрушенных скамейках, урнах и вазонах, поломанных деревьях и кустах.
Неприятные ситуации произошли во дворах домов Юбилейная, 25, Фрунзе, 8, Мамина-Сибиряка, 59 и Ленина, 109.
– Основная причина повреждений – водители или механизаторы не увидели под сугробами лавочки или урны. Все повреждённые малые формы будут восстановлены, а зелёные насаждения приведены в порядок, – заверяет Надежда Смарагдова.
Чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций, в управляющей компании запланировали работы по обозначению тех же вазонов. Дворникам даны указания более тщательно очищать подходы к лавочкам и урнам, с водителями проведены профилактические беседы.
А для того, чтобы избежать повреждений крупногабаритной техникой колодцев, «Технодом» направил обращения в адрес ресурсоснабжающих организаций с просьбой установить на колодцы пирамидальные укрытия.
Отметим, что ещё ни разу крупногабаритная техника не повредила ни один личный автомобиль жителей города. Потому что механизаторы и водители снегоуборочной техники действуют с ювелирной точностью во время очистки.
Кто мешает?
Нередки ситуации, когда автомобили препятствуют работам на внутриквартальных территориях. Жители не убирают личный транспорт на время очистки. Происходит это по разным причинам – кто-то не обращает внимания на объявления у подъездов, кто-то прибыл с ночной смены и спит, у кого-то не завёлся автомобиль, а кто-то просто игнорирует любые просьбы коммунальщиков.
– К сожалению, чистка территории от снега качественной не будет, если прибрана только часть проезда или стоянки, – комментирует Надежда Смарагдова. – Мы всегда оповещаем жителей о запланированной механизированной уборке двора за 2-3 дня. А во время проведения очистки наши специалисты поэтажно обходят квартиры в поиске хозяев авто. Но не всегда получается их найти.
Ведущий специалист «Технодома» отметила, что есть дворы, где жители активно взаимодействуют с управляющей компанией – дополнительно обходят квартиры с предупреждением о запланированной очистке, или размещают информацию в домовых чатах о необходимости убрать транспорт с внутридворовой территории.
– Жилые дома, где старшие по домам помогают в устранении автотранспорта жильцов с территории, проводится качественная очистка проезжих частей от снега. Активную помощь проявляют, например, во дворах ул. Ленина, 88, ул. Мамина-Сибиряка, 51, 53, Коммунистический проспект, 14, 28, 40, ул. Победы, 30, ул. Васильева, 1 и другие, – рассказала Надежда Смарагдова.
Посильную помощь оказывают водители, которые оставляют под лобовым стеклом номер телефона, чтобы облегчить поиск владельца авто и ускорить процесс очистки.
Обязанности управляющих компаний при очистке дворовых территорий никто не отменяет. Специалисты соглашаются, да, есть сложности. Их стараются решить совместными усилиями с жителями домов, с коллегами по уборке снега.
Неразрешённой проблемой пока что остаются вопросы с «автоподснежниками» и наплевательским отношением к труду коммунальщиков некоторых граждан, которые оставляют свой транспорт на проезжей части и мешают снегоуборочной технике провести качественную очистку внутридворовых проездов.