Светлана Александровна Угрюмова с детства мечтала учить детей и приехала в Свердловск-45 в 1964 году молоденькой учительницей. Влюблённая в город, в его людей, в школу, в профессию – она посвятила им свои лучшие годы.
На глазах молодого специалиста рос город – росла и совершенствовалась профессионально и она сама: учитель химии в 62, 64, 71 школах, затем завуч, заместитель заведующего городским отделом народного образования, заместитель председателя Лесного исполкома горсовета, секретарь горкома партии, заведующий гороно, начальник управления образования в течение 12 лет, директор Центра диагностики и консультирования, Светлана Александровна Угрюмова сегодня – Заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения РСФСР, Почётный гражданин города. Она до сих пор вспоминает свои уроки химии, учеников и коллег, поэтизируя свой предмет и гордясь последователями.
Возможно, эта красивая, с горделивой осанкой женщина и до сих пор не знает, что за глаза её в городе называли «железной леди». Безукоризненная внешность и строгий взгляд, внутренний стержень твёрдых убеждений и рациональный ум сочетались с человечностью, тонкостью натуры и обострённым чувством справедливости.
Руководить образованием городского округа Светлане Александровне Угрюмовой довелось в самые «интересные» годы – в лихие 1990-е: с переменами в стране перестраивалось всё, в том числе реформировалось и образование. Непростые задачи ставились тогда перед руководителями всех рангов, приходилось брать на себя ответственность за многие решения на местах. Вот когда испытывались на прочность все человеческие и деловые качества людей! И Светлана Александровна выдержала их с достоинством. Есть о чём поговорить с ней и в юбилейный для управления образования Лесного год.
– Несмотря на тяжёлую тогда ситуацию, – вспоминает наша собеседница, – это были всё-таки годы развития: мы столько построили, столько людей привезли, стольких обучили! Мы многого добились – авторитет образования, в качестве которого никто не сомневался, ещё вырос.
– Светлана Александровна, за счёт чего тогда удалось выстоять и победить?
– Тогда многое в стране развалилось: не было денег, жить было довольно сложно. Но тем не менее даже в эти годы мы не просто выживали, а жили – потому что у нас были программы. Первая – 1993-1995 гг., вторая – 1996-2000 гг. и т.д. И, хотя многого не хватало, особенно в начале 1990-х, народ как-то собрался, отнёсся ко всему с пониманием – и в образовании мы по большому счёту ничего не упустили, то есть всё работало довольно стабильно. В 1993 году в нашу систему образования вошли дошкольные учреждения – её структура и сегодня остаётся таковой.
– Большая тогда была система образования?
– Дошкольников – 4,5 тысячи детей, учащихся школ – около девяти тысяч, 2,5 тысячи работающих – это была махина, которой нужно было управлять, решать проблемы, помогать ей. И если бы не наши прекрасные люди, мы многого не успели бы сделать.
– Как помогала администрация города?
– Она очень многое делала. Глава Александр Иванович Иванников не только сам лично помогал нам выжить, особенно дошкольному образованию, но и все отделы городской администрации были нацелены на это. Недаром Лесной наш называют городом детства: забота об образовании здесь всегда общая. Помогал и комбинат «Электрохимприбор», и другие организации, хотя и самим им тогда жилось очень трудно. И замечательно, что сейчас вновь найдено взаимопонимание, и все вопросы город и комбинат решают сообща.
– Когда вы перестали «выживать» и ситуация сдвинулась в лучшую сторону?
– После 1993-1994 гг. у нас появились деньги. И это сработало капитально: мы уже многое могли планировать, реализовывать задуманное. К тому времени у нас уже были разработаны программы обеспечения всех учреждений учебными наглядными пособиями, инвентарём, сформирована программа информатизации образования – надо было выполнять Постановление правительства. Этот период запомнился особенно. Во всех учреждениях города был подъём, все старались не упустить момент, чтобы успеть сделать многое.
– Что тогда удалось сделать Вам?
– К тому времени мы сильно «поизносились». На некоторых уроках даже не могли ставить опыты – в школах не было реактивов. Не могли выполнять планы из-за отсутствия наглядных пособий. Фабрики и заводы, производящие их, и магазины позакрывались – когда появились деньги, мы всё это искали, доставали, привозили, реализовывали. Приобреталось оборудование для пищеблоков.
И ещё. Была возможность осуществить серию капитальных ремонтов учреждений. Капитальный ремонт провели в детских садах №№ 9, 10, 14, 15, 20, 24, 26, на 51-м; в школах №№ 74, 64, 67, 68, 69. Завершили за счёт бюджетных ассигнований строительство новой школы. Открыты новые учреждения: на базе 68 школы – лицей, 76 школа, экологический центр при ЦДТ, Центр психологической помощи, диагностики и консультирования в отремонтированном здании, детский сад для детей с аллергодерматозами, и многое было сделано в тех детских садах, которые специализировались на работе с детьми, имеющими осложнения в развитии.
Я помню одно лето, когда у нас ремонтировалось 27 кровель. А ещё приводились в порядок игровые площадки, прогулочные территории в детских садах. Всё-таки мы добились того, чтобы наши учреждения приняли соответствующий вид и выглядели достойно.
– 1990-е годы – это время серьёзных изменений и в содержании образования?
– Появились новые программы, новые учебные планы и методические наработки, пособия. Мы многому учились, многое приобретали. А ещё шла и смена кадров: мы были вынуждены каждый год перед 1 сентября принимать на работу по 50-70 человек – в основном это были выпускники педагогических вузов, молодые специалисты, поэтому наши курьеры ездили по всей округе и отбирали лучшие кадры. На первом плане тогда у нас стояла методическая работа с ними. Сегодня это уже опытные, квалифицированные учителя, наши лучшие педагоги. Соответственно, росло и качество образования. У нас появилось большое количество умных, способных детей, школьников, участвующих в олимпиадном движении различного уровня, что помогало им при поступлении в вузы.
Одним из главных тогда вопросов был процесс информатизации образования. Первые компьютеры мы приобретали за счёт родительских денег. Первый компьютерный класс нам дал комбинат «Электрохимприбор». Сама программа информатизации образования утверждалась на заседании у главы. Я хорошо помню это заседание. На заявление финуправления о том, что денег на программу нет, Александр Иванович сказал: «Деньги могут быть, а программа уже есть. Они (педагогическое сообщество города) сели в поезд, который уже на ходу, и выскакивать из него нет смысла». Так, благодаря главе, программа была утверждена, а потом появились и деньги. И началась работа по обучению кадров компьютерной грамоте… Я думаю, в образовании города это было большим сдвигом.
Также от Управления образования и руководителей учреждений больших усилий требовала работа по изменениям в управлении: лицензирование, аттестация, аккредитация учреждений и педагогических кадров – всё это мы освоили и прошли.
Трудности объединяли наш коллектив, а всеобщая забота об образовании в городе вселяла в людей уверенность. В Управлении образования в то время сложился очень хороший психологический климат. Работать было легко и приятно – о тех годах у меня остались самые хорошие воспоминания. Я их считаю самыми счастливыми в своей трудовой деятельности. А лучшие традиции, сложившиеся в образовании города, продолжают жить и сегодня.
– Какие человеческие качества Вы считаете самыми важными для учителя?
– Любовь к детям. Профессионализм. Умение постоянно учиться. Терпение и настойчивость.
– Ваши пожелания коллегам в юбилейный год?
– Поздравляю всех с юбилеем образования в городе. Огромное спасибо тем людям, с которыми мне довелось работать. Желаю новому педагогическому коллективу новых достойных успехов.