
Роспотребнадзор разъясняет, как правильно отказаться от товара на маркетплейсе
Покупки через маркетплейсы становятся всё популярнее. При заказе товара онлайн покупатель имеет право на возврат товара, если обнаружены недостатки: повреждение, низкое качество, задержка доставки или предоставлена неполная информация о товаре.
Потребитель вправе отказаться от товара до его получения. Продавец и маркетплейс не могут оценивать это право без оснований, предусмотренных законом. Например, если с даты заказа прошёл час, товар уже собран, отправлен или находится в пути – такие причины не являются законными для отказа в возврате.
Продавец должен принять товар обратно и проверить его качество – свидетельство недостатков покупателя. Маркетплейс может помочь с возвратом, например, путём принятия товара в пункте выдачи для возврата, осмотра товара сотрудником пункта выдачи на наличие недостатков и другое.
Отказ может быть заявлен через личный кабинет на странице активного заказа либо через обращение в службу поддержки, в том числе через чат-бот. Важно сделать фиксацию доказательства отказа от товара, а именно дату и время, например, с помощью снимка экрана (скриншот).
Если товар уже получен, то от него можно отказаться в течение 7 дней (более длительный срок может быть установлен продавцом). Однако, если до потребителя не была доведена информация о сроке и порядке возврата, то возврат может быть осуществлён в течение трёх месяцев с момента передачи товара. Товар может быть возвращён потребителем сразу в пункте выдачи до оплаты.
Вернуть товар можно при соблюдении условий:
-сохранены товарный вид, потребительские свойства товара. Если продавец заявляет, что товар имеет следы употребления, которые нарушают его товарный вид, то спор о возврате такого товара придётся решать в суде.
-представлены доказательства покупки товара у данного продавца (например, чек об оплате, скриншоты заказа, переписка с маркетплейсом).
Закон устанавливает правило, когда полученный товар нельзя вернуть, – если товар имеет индивидуально-определённые свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При возврате товара надлежащего качества потребителю должна быть возвращена уплаченная стоимость товара в течение 10 дней. Продавец имеет право удержать только свои расходы на доставку возвращаемого товара от потребителя.
В случае продажи товара с недостатком продавец несёт все расходы, связанные с транспортировкой возвращаемого товара, и не вправе удерживать данную сумму с потребителя.
Советы потребителю при возврате товара ненадлежащего качества:
- Перед принятием товара обязательно осмотрите его на наличие видимых и явных недостатков в присутствии сотрудника пункта выдачи/ курьера.
- В случае обнаружения недостатков при принятии товара нужно потребовать, чтобы отказ от товара был зафиксирован с формулировкой о том, что в товаре имеется брак. Можно составить заявление об отказе от товара с недостатком в письменном виде в свободной форме и передать его сотруднику ПВЗ или курьеру.
- Осуществляйте видеозапись распаковки товара, его осмотра, установки, если такие действия совершаются не в присутствии сотрудника маркетплейса.
- Направьте требование об отказе от товара в адрес продавца, приложив к нему доказательства наличия недостатков товара (например, фотографии). Покупатель вправе требовать, чтобы продавец забрал товар и провёл его проверку качества в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Маркетплейс обязан предоставить сведения о продавце – наименование, контактные данные – для непосредственного обращения к продавцу товара с претензией. Если такие данные Вам не представлены, обратитесь с претензией в адрес маркетплейса.
За консультациями по защите прав потребителей, составлением претензий и (или) исковых заявлений в суд можно обращаться в консультационные пункты для потребителей, контактные данные которых можно найти на сайте http://кц66.рф. Телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора – 8-800-555-49-43.
Рекомендации Роспотребнадзора:
- Изучите порядок отказа от товара на сайте маркетплейса, а также контакты, по которым можно заявить об отказе. Маркетплейс обязан предоставить Вам сведения о продавце – наименование, контактные данные
- Обратите внимание на стоимость доставки, которую может удержать маркетплейс. Данная информация должна быть предоставлена Вам до заключения договора (например, на странице заказа, в «корзине»).
- Если товар ещё не доставлен, направьте маркетплейсу сообщение об отказе от него со ссылкой на статью 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и сделайте скриншоты, снимок экрана с отказом.
- В случае удержания стоимости заказа направьте маркетплейсу и продавцу претензию. Письменную претензию можно направить на юридический адрес маркетплейса.
По информации Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».












