Что могут обернуть в свою пользу любители лёгкой наживы?
Три кита, на которых стойко держатся основные схемы мошеннических действий: жадность, любопытство и тщеславие. Остальное – дело техники. Главная сложность в том, что совершенствуется оно регулярно. Разберёмся в новых схемах и приёмах, которые используют злоумышленники.
ПЕРЕРАСЧЁТ КВАРТПЛАТЫ
В МВД предупредили о новой схеме обмана граждан. Теперь мошенники под видом сотрудников управляющей компании звонят жильцам и предлагают пересчитать квартплату.
Направлена новая уловка в основном на пенсионеров.
Злоумышленник звонит пожилому человеку с неизвестного номера, представляется «сотрудником УК» и предлагает ему пересчитать квартплату.
«Цель мошенников – получить персональные данные граждан», – отмечают в полиции. Правоохранители призывают граждан не верить таким звонкам.
СТИПЕНДИЯ НУЖНА?
Не менее доверчивыми могут быть молодые люди. Успешно действует схема с обманом студентов от лица министерства науки и высшего образования.
Злоумышленники предлагают получить стипендию, подтвердив данные студента на сайте университета. А для этого нужно подтвердить учётную запись и получение денег через портал госуслуг.
Жертве отправляют ссылку якобы на госуслуги и предлагают помощь в авторизации. Далее у студента просят пароль. В результате студенту может прийти официальное СМС-сообщение от банка о том, что на его имя открыт кредит.
Ещё одна схема – обман студентов от лица деканата, ректората или архивных служб. Студенту предлагают пройти тестирование или подтвердить учётную запись на госуслугах, чтобы продолжить обучение. Итог тот же – учётка на портале госуслуг открывает мошенникам массу возможностей.
КАЗАЛОСЬ БЫ, СИМ-КАРТА
Ещё одна новая схема мошенников для получения доступа к сим-карте и мобильному банку. Злоумышленники звонят жертве, представляются сотрудником компании, предоставляющей мобильную связь, а затем просят набрать комбинацию цифр и символов.
В ведомстве отметили, что «ни в коем случае не стоит нажимать предложенную комбинацию цифр или символов».
Если вы выполните просьбу злоумышленника, он «получит доступ к вашей сим-карте и будет делать звонки за ваш счёт», – говорится в памятке МВД.
Под угрозой окажутся и ваши банковские счета, так как аферисты получат доступ к установленному на смартфоне банковскому приложению и, как следствие, мобильному банку, объяснили в правоохранительных органах.
В полиции посоветовали прерывать разговор с человеком, который позвонил и представился инженером компании. Если же неизвестный попросит набрать на смартфоне комбинацию из символов и цифр (#90, #09 и так далее), то это точно мошенник, подчеркнули в МВД.
СРОЧНО ПЕРЕЗВОНИТЕ
Мобильную связь мошенники также используют и для подставных звонков. Злоумышленники под различными предлогами просят своих жертв перезвонить на неизвестный номер, после чего долго держат на линии и списывают крупные суммы со счёта.
Сначала мошенник присылает SMS с просьбой перезвонить на некий номер мобильного телефона, при этом просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с банковской картой и так далее.
Если человек поддался на уловку и перезванивает по указанному номеру, то его стараются «заговорить», заставляя как можно дольше находиться на линии. В результате неожиданно оказывается, что со счёта после такого звонка списаны крупные суммы.
Как поясняют правоохранительные органы, есть развлекательные сервисы с платным звонком, где могут оказывать услуги различного характера. Плата при этом идёт и за сам звонок, а о предстоящем списании средств абонента там предупреждают заранее.
Мошенники же научились регистрировать такой сервис и начали распространять номер для перезванивания без предупреждения о снятии платы за звонок.
НЕ ГОВОРИ «ДА»
Под разными предлогами мошенники звонят людям по видеосвязи, чтобы записать их голоса, а потом использовать для списания средств в банке.
По данным МВД РФ, аферисты звонят своим жертвам, предлагая «проверить» качество связи, поучаствовать в мнимом опросе или приобрести услугу или товар. Человеку задают какие-то вопросы, а он должен отвечать.
«Задача мошенников – заполучить запись голоса абонента с ключевым словом «да», – отмечают в киберполиции.
Некоторые банки в РФ уже ввели биометрическую идентификацию клиентов, и мошенники тут же решили этим воспользоваться.
«Записанное мошенниками слово «да» и другие фразы они могут использовать при биометрической идентификации как якобы согласие абонента на списание средств», – пояснили в ведомстве.
Граждан призывают быть бдительными при звонках с неизвестных номеров. А если человек всё же ответил, то ему нужно следить за своей речью: не произносить ключевые фразы и не говорить «да».
Материал подготовлен в рамках договора о взаимном сотрудничестве с редакцией «Российской газеты».