Году защитника Отечества посвящается…
Решение объявить 2025-й Годом защитника Отечества и посвящённым 80-летию Великой Победы было принято Президентом России Владимиром Путиным не случайно. Это своеобразный посыл всему миру объединиться против нацизма и отстоять историческую правду. Это стало необходимостью на фоне попыток некоторых государств стереть память о подвиге нашего великого народа в спасении целого человечества, поэтому касается каждого.
– А зачем в зале войны топор? – поинтересовался Денис.
– Это дань памяти военнослужащим инженерно-сапёрных войск, – пояснила Анна Сергеевна. – Тем людям, которые во время войны восстанавливали мосты, наводили переправы, строили укрепления и устанавливали минные заграждения. Эти солдаты разминировали дороги, поля, города и деревни, давая свободный проход нашим войскам. И одним из основных инструментов был именно топор.
Что мог бы рассказать военный топор
В годы Великой Отечественной войны более 100 тысяч воинов-инженеров были награждены орденами и медалями, 655 из них стали Героями Советского Союза, 294 – полными кавалерами ордена Славы, 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских, многим из них были присвоены почётные наименования.
Майор Павел Игнатьевич Пермяков за годы Великой Отечественной войны прошёл путь от командира взвода до начальника инженерной службы полка.
«Самое сложное и ответственное задание – форсирование водных препятствий. И чаще всего это приходилось делать в кратчайшие сроки и в тяжелейших условиях, – вспоминал он. – Под Сталинградом при отступлении противник взорвал мост через реку. Командир 24-й дивизии Ф.Прохоров вызвал меня к себе и дал приказ построить переправу под тяжёлые грузы до 60 тонн для прохода танков и тяжёлой артиллерии. Прохоров неоднократно мне напомнил об ответственности выполнения этого приказа. Переправа должна быть построена к приходу техники!
Я сам чувствовал эту ответственность. Когда наши войска перешли в наступление под Сталинградом, я пришёл с ротой к месту постройки переправы. Часть личного состава послал пройти по берегу просмотреть, остальных – пройти по станице, найти лесоматериал для строительства переправы, вплоть до разборки временных строений. Работа производилась ночью. К нашему счастью, на берегу нашлись четыре больших поддона. Переправа была построена в срок.
Много было тех водных преград, через которые мы наводили мосты и переправы. В апреле 1945 года наши войска подошли к реке Нейсе. Для переправы техники надо было поставить мост, что и поручили нашей инженерной роте. Часть моста сделали заранее на лесозаводе, а потом перевезли к реке на лошадях – из-за распутицы машины не могли пройти к месту строения. Собирали мы переправу из заготовок, стоя в ледяной воде под непрекращающимся пулемётным огнём противника. Но успели, к утру мост был готов. Это дало возможность переправить технику через реку. За сооружение этой переправы я был награждён орденом Отечественной войны I степени».

Командир сапёрного взвода капитан Иван Антонович Нестреляй с первых дней войны участвовал в боях на Карельском фронте, а окончил войну в 1945 году в Югославии.
Из наградных документов:
«Товарищ Нестреляй вступил в войну с немецким фашизмом в июне 1941 года рядовым бойцом. Своей смелостью, отвагой и отличной исполнительностью постоянно выделялся и вырос к 1943 году до лейтенанта.
В разведке боем в мае 1942 года взвод под командованием т. Нестреляй под непрерывным огнём противника навёл две переправы через уширенную часть реки и сделал три прохода через проволочное заграждение и минные поля противника.
На постройке деревоземляных огневых точек в июле 1943 года в районе переднего края он умелой организацией и требовательностью добился отличных показателей, построив за восемь дней 14 ДЗОТ (долговременных замаскированных огневых точек) тяжёлого типа.
Находясь в обороне по реке Мур, в районе Средни Быстрица, лейтенант Нестреляй принимал самое активное участие в её укреплении. Патрулируя отведённый ему участок обороны, он в то же время с людьми своего взвода установил 1000 мин разных типов и 700 метров проволочных препятствий».

Полковник Николай Аристархович Бараков начинал боевой путь на Западном фронте в качестве заместителя командира сапёрного батальона, в конце войны – дивизионный инженер.
Из наградных документов:
«Товарищ Бараков проявил себя отважным командиром по постройке передовых фортификационных сооружений под плотным огнём противника. Руководя работами по разминированию, умело организовывал работу и личным примером добивался сноровки и умения от подчинённых. Под его руководством в районе Сталинграда извлечена и уничтожена 1051 мина.
В наступательном бою по прорыву сильно укреплённой и эшелонированной обороны противника на Ясском направлении провёл очень большую работу по инженерному обеспечению наступления дивизии. Сапёры двигались в боевых порядках пехоты и расчищали ей путь. Устройством мостов обеспечивали успешное продвижение нашей артиллерии и самоходных пушек. В любых условиях т. Бараков обеспечивал работы по возведению наблюдательных и командных пунктов дивизии».
Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов рубрики заведующего научно-исследовательским отделом Музейно-выставочного комплекса Александру Гришук.











