Году защитника Отечества посвящается…
Решение объявить 2025-й Годом защитника Отечества и посвящённым 80-летию Великой Победы было принято Президентом России Владимиром Путиным не случайно. Это своеобразный посыл всему миру объединиться против нацизма и отстоять историческую правду. Это стало необходимостью на фоне попыток некоторых государств стереть память о подвиге нашего великого народа в спасении целого человечества, поэтому касается каждого.
– А правда, что раньше самолёты были деревянными? – полюбопытствовал Никита, разглядывая изображение на значке в музейной витрине.
– Правда, – ответила Анна Сергеевна. – Например, легендарный По-2, самый массовый бомбардировщик военного времени, был деревянным с полотняной обшивкой. Лишь немногие детали его корпуса были металлическими.

«Небесный тихоход»
По-2 (первоначально У-2) был создан авиаконструктором Николаем Поликарповым. До войны он являлся основным учебным самолётом всех аэроклубов и лётных школ. В годы Великой Отечественной войны на этом самолёте подготовили почти 100 000 лётчиков.
Дешёвый в производстве и неприхотливый в эксплуатации, с началом войны По-2 стал одним из самых массовых самолётов Красной Армии. В 1943 году на фронте действовало около 70 авиаполков, оснащённых этими самолётами. Не было задач, которые не могли выполнить наши лётчики на этом маленьком одномоторном биплане. Самолёт связи, санитарный самолёт, лёгкий штурмовик, ночной бомбардировщик, транспортный самолёт, разведчик – всё это По-2. Он мог садиться и взлетать на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках, поэтому много летал за линию фронта к партизанам, доставляя им оружие, боеприпасы, продовольствие и медикаменты.
Огромную роль сыграл По-2 в качестве лёгкого ночного бомбардировщика. Он мог лететь достаточно низко, а при приближении к цели приглушал мотор и становился почти незаметным. Из-за бреющего полёта советские воины ласкательно называли У-2 «небесный тихоход».
Такие самолёты наносили бомбовые удары на предельно малой высоте по переднему краю и ближним тылам противника, преимущественно ночью, не давая покоя врагам, лишая сна и отдыха, изнуряя и выматывая. Они уничтожали вражескую авиацию на аэродромах, склады горючего, боеприпасов и продовольствия, мешали действиям транспорта, штабов, оперативных пунктов и т. п.
На таком самолёте в составе 621-го ночного бомбардировочного авиационного полка начинал свой боевой путь гвардии старший лейтенант Виктор Николаевич Сиротин, чьё имя носит одна из улиц Лесного. К концу войны 23-летний лётчик совершил 432 боевых вылета на ночном бомбардировщике По-2 и 131 боевой вылет на штурмовике Ил-2.
Виктор Сиротин вспоминал: «В августе 1943 года нам пришлось в срочном порядке вылететь на уничтожение вражеского эшелона, до предела загруженного танками и артиллерийскими установками. Было это в районе Донбасса. С воздуха мы оценили важность задания: около 60 платформ с зачехлённым боевым оружием готовились к отправке. Медлить было нельзя, да и чистота неба сопутствовала успеху. Выбрав две платформы и набрав нужную высоту, я сбросил бомбы, которые достигли цели. Потом второй заход, третий. Вот уже весь состав охвачен огнём, но тут я заметил три грузовика с забитыми кузовами и пошёл на последний заход. И снова отбомбился удачно.
А потом из-за облаков вынырнули два «мессера». Недолгий бой. Не тянул мой бомбардировщик против пары манёвренных истребителей. Купол парашюта выдернул меня из горящей кабины, но земля оказалась рядом. С такой высоты парашют может быть только утешением. После удара смог только освободиться от горящего парашюта, а дальше – темнота».
Капитан Дмитрий Григорьевич Солошенко, заместитель командира эскадрильи 661-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка, к началу войны – опытный лётчик.
Из наградных документов:
«Тов. Солошенко показал себя дисциплинированным, смелым, волевым, боевым лётчиком-командиром. Приобрёл большой боевой опыт, что позволяет ему успешно выполнять боевые задания. Приобретённый опыт систематически передаёт молодому лётному составу. В совершенстве знает свою боевую машину и грамотно её эксплуатирует. Отлично владеет техникой пилотирования самолёта По-2 днём и ночью в сложных метеоусловиях.
На боевые задания летает систематически. За 326 отлично выполненных боевых вылетов награждён двумя орденами Союза ССР. После второй правительственной награды тов. Солошенко вновь произвёл 163 успешных боевых вылета на бомбардировку и разведку войск противника. Боевые вылеты подтверждены командованием, экипажами и наземными войсками. Все боевые вылеты произвёл без единого лётного происшествия. Особенно отличился в боевой работе в проводимых боевых операциях Красной Армии в 1945 году.
Работая при штабе, тов. Солошенко выполнял самые сложные и ответственные оперативно-боевые задания по доставке оперативных документов и представителей командования фронта в штабы нижестоящих соединений. И благодаря отличной технике пилотирования и большому практическому лётному опыту задания всегда выполнял отлично».
Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов рубрики заведующего научно-исследовательским отделом Музейно-выставочного комплекса Александру Гришук.











