Году защитника Отечества посвящается…
Решение объявить 2025-й Годом защитника Отечества и посвящённым 80-летию Великой Победы было принято Президентом России Владимиром Путиным не случайно. Это своеобразный посыл всему миру объединиться против нацизма и отстоять историческую правду. Это стало необходимостью на фоне попыток некоторых государств стереть память о подвиге нашего великого народа в спасении целого человечества, поэтому касается каждого.
6 августа – День железнодорожных войск, они ведут свою историю с 1851 года. Железнодорожные войска – род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации, входящий в систему обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства.
– Бронепоезд «Крас-но-вос-точ-ник», – зачитал Денис вслух надпись на значке. – Прикольное название.
– Бронепоезд – крутейшая штука, – со знанием дела закивал Никита. – Я тут в игрушку играл, так там нужно на бронепоезде грузы перевозить и от врагов отстреливаться.
– Да, именно этим во время войны и занимались бронепоезда: сражались наравне с другими родами войск, – сказала Анна Сергеевна.
Крылатый якорь с красной звездой
Железнодорожные войска были созданы для поддержания в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечения бесперебойной работы станций, охраны мостов и железнодорожных переездов. В годы Великой Отечественной войны железнодорожники восстановили и построили более 120 тысяч километров железных дорог, свыше 15 тысяч мостов.
Также к железнодорожным войскам относились бронепоезда. Они защищали объекты железнодорожной сети от диверсий и наступающего противника, сопровождали ценные грузы и эшелоны с ранеными. При необходимости вступали в бой, огнём орудий поддерживали стрелковые части, ведущие бои в полосе железной дороги, выступали в качестве передвижных артиллерийских батарей и выходили в бой с танковыми колоннами немцев. А самое интересное, что двух одинаковых бронепоездов не было, все уникальны.
Старший сержант уралец Василий Иванович Зверев служил помощником машиниста бронепоезда начиная с 1938 года. Вот как он рассказывал об этом чуде техники:
«Боевая часть бронепоезда включала бронепаровоз, два и более броневагона и железнодорожные платформы в начале и в конце состава для предотвращения подрыва поезда противником. На платформах располагались средства для ремонтно-восстановительных работ. А на бронепаровозе, который находился между броневагонами, была боевая рубка командира с необходимыми средствами связи и управления огнём. Бронепоезд, на котором я служил, был вооружён миномётами, зенитными орудиями, пулемётами. Всё это применялось для прикрытия железнодорожных узлов и станций от воздушного нападения противника. Оружие было распределено по бортам и во вращающихся башнях.
База предназначалась для размещения штаба, отдыха личного состава и хранения запасов. Она состояла из паровоза и нескольких вагонов. Во время боя база следовала за боевой частью бронепоезда».
Младший лейтенант Иван Анфиногентович Агеев до войны занимался научной работой. С осени 1941 года он служил на Дальнем Востоке – на границе с Маньчжурией, сначала артиллеристом, а потом на бронепоезде.
«Шёл 1944 год, назревала война с Японией, и, хотя об этом никто не говорил вслух, обе стороны были начеку. В мою службу на бронепоезде, кроме всего прочего, входил ежедневный объезд пограничной полосы. Железнодорожное полотно служило «водоразделом» между нами и японцами и как нельзя лучше обеспечивало обзор вражеской территории из всех имеющихся щелей нашего броневого сооружения.
В тот памятный день мы совершали необычный объезд. Нам была поставлена задача: выгнать японцев из населённого пункта, который долгое время оставался нетронутым оазисом на нашей территории и представлял явную угрозу для пограничников.
Машинист вёл бронепоезд тихо, давая возможность нам на ходу делать рекогносцировку местности и оценивать, как лучше и с наименьшими потерями достичь цели. Под уклон скорость прибавилась, и тут бронепоезд наш залихорадило. Когда вылезли из вагона, увидели, что он сошёл с рельсов. Полотно давно не эксплуатировалось, шпалы сгнили, костыли проржавели, и рельсы просто-напросто разошлись. Спасло то, что мы передвигались черепашьим шагом. Пока ломали головы, как выйти из такого глупого положения, с японской стороны прогремели винтовочные выстрелы, заставив нас вжаться в землю. Очевидно, для них мы были хорошей видимой мишенью, так как любая попытка что-то предпринять по ликвидации аварии сопровождалась довольно-таки прицельным огнём.
После того, как два наших солдата получили ранения, пришлось убраться под защиту брони и начать серьёзно обдумывать ситуацию. Паровоз одной стороной колёс находился на рельсе, а второй – на земле. Поднять вручную сползшую его часть, да ещё при постоянном обстреле, было чем-то из области фантастики. Пули рикошетили и прибавляли страху. Связались по рации со штабом гарнизона, и те пообещали помочь.
Мотовоз с подъёмником и лебёдкой пришёл только к вечеру. Но начать работу удалось не сразу. Японцы, засветло сделав пристрелку объекта, своё «черное» дело продолжали и в сумерках. Несколько раз работы приходилось прерывать и все спасательные операции начинать сначала.
Поняв бесполезность попыток образумить японцев, мы решили если не уничтожить, то хотя бы вынудить оставить обжитый ими плацдарм.
Снарядили две боевые группы и поставили перед ними задачу: обойти японцев с флангов и по команде с бронепоезда поднять стрельбу с имитацией крупного десанта, от которого, мол, уже нет спасения. Когда, по нашим расчётам, «десантники» достигли цели, с бронепоезда взлетела красная ракета, обозначившая штурм. Шум был поднят неимоверный. Стрельба наступающих слилась с трассирующими очередями крупнокалиберных пулемётов броневика.
Эффект оказался поразительным. Нам удалось троих задержать, и они рассказали, что японцев охватила паника и они спешно отступили в глубь леса, побросав оружие. После ликвидации японской группировки мы приступили, наконец, к своему делу и к утру смогли не только поставить бронепоезд на рельсы, но и вывести его на твёрдое железнодорожное полотно. Но задание оставалось невыполненным, и самое трудное было ещё впереди…»
Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов рубрики заведующего научно-исследовательским отделом Музейно-выставочного комплекса Александру Гришук.











