Году защитника Отечества посвящается…

Решение объявить 2025-й Годом защитника Отечества и посвящённым 80-летию Великой Победы было принято Президентом России Владимиром Путиным не случайно. Это своеобразный посыл всему миру объединиться против нацизма и отстоять историческую правду. Это стало необходимостью на фоне попыток некоторых государств стереть память о подвиге нашего великого народа в спасении целого человечества, поэтому касается каждого.

– О, какой солдатик, я таких у дедушки видел, – показал Никита другу маленькую игрушку в витрине.

– Это вообще-то моряк, – уточнил Денис.

– Скорее всего, морской пехотинец, – догадался Никита.

– Этот солдатик из набора «Моряки на учениях», в него входит десять разных фигурок, – рассказала Анна Сергеевна. – Их выпускали в нашей стране примерно пятьдесят лет назад.

Морская пехота – специальный род сил Военно-Морского Флота, предназначенный главным образом для высадки морских десантов. В годы Великой Отечественной войны советские военные моряки прославились не только на море.

Почти на всех участках гигантского фронта от Мурманска до Кавказа плечом к плечу с воинами Красной Армии сражалось около полумиллиона моряков ВМФ. Немцы очень боялись моряков, и из-за цвета формы прозвали их «черными дьяволами». Морские пехотинцы отличались бесстрашием и отвагой. Позволить им подобраться на дистанцию рукопашной схватки означало для фашистов верную смерть.

История, рассказанная игрушечным солдатиком

Главный старшина Юрий Васильевич Зайцев начинал свою армейскую службу на флоте.

«Тогда, в далёком 1941-м, я проходил срочную службу на Балтийском Краснознаменном флоте. Наша 1-я бригада торпедных катеров стояла в Таллине. В пятницу, 20 июня, нам выдали билеты в цирк – собирались пойти в выходной. А в субботу была объявлена «Готовность-2» – предбоевая. В ночь на воскресенье – «Готовность-1», то есть полная боевая готовность. В 5 часов утра – первый налёт немецких самолётов. Их было штук тридцать. В числе других городов нещадно бомбили и Таллин.

Берег заняли немцы, острова – финны, фарватер закидали минами. У нас был один выход – на Кронштадт. Как мы выходили, одному Богу известно. С берега обстреливают, с островов тоже, с воздуха бомбят. Впереди шли тральщики, за ними уже остальные. Где-то на середине пути бомба попала в госпитальное судно «Петропавловск» с ранеными. Прозвучала команда: «Спасать раненых!» Один за другим подходили торпедные катера к пострадавшему судну… Удалось спасти многих. Только на катере, где я находился, вывезли человек тринадцать.

В ходе этой операции были потоплены транспортные корабли. Сколько именно, мы не знали, но догадывались – много. Потом, уже после войны, я прочитал в мемуарах контр-адмирала Трибуца, что тогда их потонуло 54. Были и людские потери, поскольку далеко не всем удалось спастись с погибающих кораблей.

По прибытию в Кронштадт замполит зачитал обращение Сталина: «Моряки, на сушу!» После чего каждый из нас написал рапорт, где была такая строчка: «Хочу защищать Родину на суше». В дальнейшем моя фронтовая судьба складывалась так, что участвовал я в обороне Сталинграда, в битве на Курской дуге, в форсировании Днепра, Вислы, Одера, в штурме Берлина. Но выход на Кронштадт крепко запомнился не только как первая боевая операция, она была и одной из самых тяжёлых».

Старшина 1-й статьи Александр Павлович Тачкин мечтал быть художником, но десять лет жизни отдал Военно-морскому флоту. Когда началась война, он проходил службу во Владивостоке на подводной лодке Л-10.

«Боевое крещение я получил не на море, а на суше. В конце 1942 года отряд моряков-тихоокеанцев направили в состав формирующейся отдельной лыжной бригады. Двухмесячная подготовка, и нас перебросили на Северо-Западный фронт. В боях под Старой Руссой первый раз настигла меня немецкая пуля. Три месяца провёл в госпитале, потом запасной полк, короткая передышка – и снова на фронт. На суше я прослужил два года, за это время дважды был тяжело ранен. О моей принадлежности к флоту напоминала лишь чёрная морская форма.

В 1944 году нас, моряков, переправили через Ладогу в Ленинград и зачислили в отряд вновь строящихся катеров. По своей специальности я минёр, поэтому вскоре был назначен командиром катера-тральщика «КМ». Катерок маленький, деревянный, малоуязвимый для авиации, но не слишком удобный для экипажа – нет отопления, камбуза и гальюна. Наш экипаж регулярно ходил в составе боевых кораблей на задания. Обезвреживали немецкие мины в Балтийском море, эффективно действовали при тралении в прибрежных зонах, в гаванях и на рейдах.

Один из походов был особо тяжёлым. Осень, море штормило. Мы сопровождали боевой десант кораблей. Нарвались на мину. Трое моряков погибли, остальные оказались в ледяной ноябрьской воде, провели в ней три часа, пока нас не спасли. Понятно, что снова госпиталь, и снова запасной полк».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов рубрики заведующего научно-исследовательским отделом Музейно-выставочного комплекса Александру Гришук.

Фотоиз архива МВК Лесного и с сайта waralbum.ru.
Предыдущая статьяКому – спортзал, кому – пищеблок, и всем – хорошее настроение
Следующая статьяГолосуйте там, где удобно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя