Году защитника Отечества посвящается…
Решение объявить 2025-й Годом защитника Отечества и посвящённым 80-летию Великой Победы было принято Президентом России Владимиром Путиным не случайно. Это своеобразный посыл всему миру объединиться против нацизма и отстоять историческую правду. Это стало необходимостью на фоне попыток некоторых государств стереть память о подвиге нашего великого народа в спасении целого человечества, поэтому касается каждого.
– А что это за маленькие штуки с колёсами и крылышками? – спросил Никита, разглядывая знаки в витрине.
– Это эмблемы родов войск, петличные знаки, которые крепятся на воротнике или погонах военной формы. Например, тот знак, что тебя заинтересовал, показывает принадлежность к автомобильным войскам. Здесь изображён передний мост автомобиля с двумя колёсами и рулём, по сторонам от которых расположены крылья, – рассказала Анна Сергеевна.
– А почему один знак блестящий, а другой тёмный? – заинтересовался Денис.
– Тёмный знак сделан специально для полевой формы, чтобы блеск деталей одежды не демаскировал солдата, – пояснила экскурсовод.

29 мая в России отмечается День военного автомобилиста. Это профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала автомобильных войск Российской Федерации, а также всех тех военнослужащих и военнообязанных, кому по долгу службы приходится или приходилось управлять теми или иными транспортными средствами.
История в петлицах
Лейтенант Виктор Ильич Улыбушев на Калининский фронт попал после ускоренного выпуска Горьковского военного училища – командиром взвода автомобилистов.
«Крутить баранку приходилось круглосуточно, а калининские болота и бездорожье поблажек не давали. На ходу учились делать лежнёвки, изобретать способы высвобождения «железных коней» из грунтового плена подручными средствами, но самое страшное – бомбёжки. Немцы держали под постоянным контролем воздушное пространство, и приходилось прибегать к самым различным способам маскировки и конспирации, чтобы сохранить машины и личный состав. Особенно тяжело приходилось нам, один на один с вражеской авиацией в чистом поле. Машину бросать нельзя, попади в неё бомба, произойдёт непоправимое – мы перевозили реактивные снаряды для «катюш». Укрытий, хотя бы для временной маскировки, тоже не было. Приходилось лавировать между воронками, прижимаясь к ним поближе, памятуя, что бомба в одно место два раза не падает. Но так было не всегда, и беда всё же не обошла стороной…
…У Днепра я чуть не сгорел. Здесь нам предстояло обеспечивать подвижный механический парк полка горюче-смазочными материалами. Та же опасность, но только в кузове находились не реактивные снаряды, а бочки с бензином. В один из таких рейсов немецкие бомбардировщики решили свести с нами окончательные счёты. Бомбы стали падать кучно, и одна из них разорвалась в нескольких метрах от головной машины, в которой находился я. Осколком пробило одну из ёмкостей, бензин стал выливаться на землю и сразу был подхвачен огнём. Я быстро остановил автомашину, стал открывать борт, чтобы выбросить «травмированную» бочку и не дать пламени перекинуться на остальной легковоспламеняющийся груз. Но бензин ветром плеснуло на мой полушубок, и полушубок сразу загорелся. Пришлось его снять, отдав прожорливому огню, а самому, махнув рукой на холод, довести дело до конца. Ожоги различной степени получили многие, но больше других обгорел я. Мне предложили госпиталь, но я отказался, жалко было оставлять друзей, взвод. А за проявленное мужество и выполнение боевого задания наградили орденом Красного Знамени».
Уральский парень Владимир Иванович Садовский прошёл всю войну рядовым шофёром, доставляя грузы под огнём противника.
«Мы, водители, стиснув зубы, пробирались на грохочущих, с деревянными кузовами машинах к нашим частям. Везли бочки с горючим, оно было жизненно необходимо, ведь без бензина танк не пойдёт. Автомобильная колонна постоянно обстреливалась немцами. Они как будто охотились за нами. Вот здесь я понял, насколько коротка и хрупка жизнь человека. Много погибло моих товарищей.
Разговаривая с ветеранами о войне, часто просят рассказать их об «интересных ситуациях» во время войны, с которыми они сталкивались. Это не интересные ситуации, это её страшные страницы… Разве не страшно, когда в лютый мороз едешь по заснеженному полю, где только что про-шли жестокие бои: всюду обломки разбитых орудий, замёрзшие трупы немецких и наших солдат. Дорога – едва заметная колея впереди идущей машины. Пошёл снег – нет и этой колеи. Тогда мы вынуждены были ставить свои указатели: брали погибших и ставили вдоль дороги, нашего солдата – в сугроб на ноги, а немца – вниз головой.
А разве не страшно, когда перед тобой взрывается машина? Мне было страшно, когда мы в одной деревне спросили, как нам можно поскорее проехать в другой населённый пункт, и «одна сволочь» нам указала дорогу через минное поле. Но это был не просто страх, он сочетался с лютой ненавистью к врагу».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов рубрики заведующего научно-исследовательским отделом Музейно-выставочного комплекса Александру Гришук.











