Эти осенние каникулы для 123 школьников Лесного, учащихся с 6 по 11 класс, превратились в незабываемое научное путешествие по удивительной стране «ПроАтом». Выездная школа на базе СП «Солнышко» – практика не новая. Интенсивный курс занимательной науки ребята получают уже в четвёртый раз. Однако каждый раз, благодаря инициативе и педагогическому сотворчеству организаторов, такое путешествие становится особенным и неповторимым.
Нынче направления для работы разделились на два модуля: «Атомград» (компетенции «Робототехника», «Медийная журналистика», «Юные изобретатели», «Спортивное программирование», «Электроника», «Инженерная графика») и «Инноград», где старшеклассники занимались более серьёзной работой, прошли предпрофессиональные пробы, проектное погружение (корпорации – правовая, инженерная, химическая, экономическая, IT).
Статусность образовательного проекта, организованного педагогами лицея, 64, 72 и 76 школ, подчёркивает внимание первых лиц города и комбината, которые приняли участие в церемонии открытия смены. Заместитель генерального директора комбината «Электрохимприбор» по управлению персоналом Сергей ЧЕПЕЛЕВ рассказал ребятам об успехах сборной градообразующего предприятия на чемпионате «WorldSkills High Tech». Сергей Александрович отметил, что первый шаг на пути к пьедесталу почёта таких серьёзных профессиональных состязаний ребята делают именно сегодня, принимая участие в инженерной смене, проявляя заинтересованность, инициативность, научный и творческий интерес.
Чтобы подробно рассказать о том, что происходило на образовательных площадках «ПроАтома», мы обратились за помощью к нашим будущим коллегам – участникам компетенции «Медийная журналистика» «Атомграда». Ребята создавали собственные электронные газеты, в которых рассказали всё самое интересное о некоторых направлениях этого удивительного научного приключения.
В конце смены внутри каждого направления состоялись конкурсы профмастерства – по изученному материалу, наработанным навыкам. Всю каникулярную неделю ребята были мотивированы предстоящим состязанием, научный интерес подкреплялся азартом, духом соперничества. Оценивали работы конкурсантов специально приглашённые эксперты – представители комбината «Электрохимприбор». «Судили строго, – делится Наталья ЛИСИЦА, инженер-конструктор серийного конструкторского бюро. – Я сама участвовала в «AtomSkills» и знаю, какие требования предъявляют во время проверки работ профессионалов. Здесь детей готовят к большому инженерному будущему, поэтому мы решили: оценка должна быть объективной и справедливой, всё должно быть по-взрослому».
Эти дети – особенные. На каникулах их образовательный процесс был в разы интенсивнее, чем во время школьной четверти. Сосредоточенно, заинтересованно, увлечённо ребята познавали, творили. Юные учёные сами печатали для победителей направлений кубки на 3D принтерах, паяли какие-то невероятные схемы, собирали роботов, писали собственные газеты, разрабатывали законодательные инициативы, и всё же – оставались детьми. В рабочем беспорядке кабинета юных электриков мы нашли игрушечного человечка из проволоки и электродов – просто так спаянного ребятами, между делом. Эта игрушка заставила улыбнуться и ещё раз понять, что инженерная смена – это больше развлечение, чем труд, и тем она ценна: полученные в игровой форме знания останутся с ребятами надолго и сыграют принципиальную роль в их профориентации.
Журналистика
На инженерной смене есть несколько направлений, одно из них – журналистика. Каждый день участники компетенции на уроках планируют своё занятие следующим образом: разминка, лекция, практическая работа, выводы. Занятия проходят интересно и увлекательно. Каждый день ребята набирают материал и создают статьи, узнают что-то новое.
Александра ПРОХОРОВА.
Интервью с куратором
Елена СВАЛОВА является одним из кураторов «Атомграда». Мы задали ей несколько вопросов.
– Есть ли уже у Вас опыт проведения инженерных смен?
– Опыт в подобных сменах уже был, данная смена уже четвёртая, но такого типа впервые.
– Когда было первое обсуждение о проведении инженерной смены?
– Первое обсуждение было осенью прошлого года.
– Когда Вы начали готовиться организовывать смену?
– В августе этого года.
Мария ПОЛОЗОВА.
Дети и роботы
Ребята из компетенции «Робототехника» собирают роботов, учат их разным функциям, ставят задачи и выполняют их. Многие занимались дополнительно, например, в ТИ НИЯУ МИФИ, в 73 школе и лицее. Преподаватель группы «Робототехника» на инженерной смене – Светлана ВАЛЕЕВА, учитель информатики 64 школы.
Сейчас у многих заметны успехи. Следуя инструкции, как говорят ребята, получится всё! Занятия юных робототехников проходят так: вначале ребята, сидя за компьютером, составляют программы для роботов – всегда разные: проехать по линии, остановиться, определить цвет и другие. Если что-то не получается, они перепроверяют программу, пробуют снова и снова. Юные робототехники с удовольствием проводят время на занятиях и каждый день узнают что-то новое!
Александра ПРОХОРОВА,
Мария ПОЛОЗОВА.
Раньше я тоже думала, что «Питон» – это змея
Вместе с другими компетенциями обучаться начали ребята из «Спортивного программирования». В течение смены юные программисты будут изучать азы простейшего языка программирования «Питон», его алгоритмизацию. От других языков этот отличается синтаксисом. На занятиях ребята проходят базовые темы и по ним пишут задачи. В конце смены будет проведена олимпиада по пройденным темам, которая выявит лучших из лучших. С ребятами работают вожатые из УрФУ. Они рассказывают юным программистам об особенностях их деятельности, помогают, если вдруг возникают вопросы. На занятии царит атмосфера работы и вовлечённости. Даже те, кто уже немало знают о программировании, открывают для себя новое. Судя по огоньку в глазах каждого, видим, что они нашли в этом себя.
Полина ШЕВЧЕНКО.
Инженерное творчество
Одна из компетенций – «Юные изобретатели». Здесь детей учат моделированию и конструированию объектов. Мы взяли интервью у одного из преподавателей – Натальи КАРПОВОЙ:
– Наталья Александровна, расскажите, чем занимаются дети на Ваших занятиях?
– Дети учатся моделированию и конструированию объектов из различных материалов.
– Чем сейчас заняты ребята?
– На сегодняшнем занятии мы изучаем технические приёмы создания движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений, а проще говоря, создают мультфильм в программе «MS Power Point».
– Как Вы думаете, нравятся ли детям Ваши занятия?
– Юные изобретатели трудятся увлечённо, думаю, им пришлась по вкусу эта компетенция.