25 августа в СКДЦ «Современник» состоялось традиционное совещание образовательного сообщества Лесного. Тема встречи в канун 1 сентября – «Развитие инновационной модели образования – условие повышения качества образования», а также были подведены итоги 2010/2011 учебного года.
В работе форума участвовали руководители города, комбината «Электрохимприбор», Управления образования, педагоги дошкольного, общего и дополнительного образования. Также на встрече присутствовали ветераны педагогического труда, среди них – руководители системы образования города разных лет: Светлана Александровна Угрюмова, Наталья Афанасьевна Огняникова, Виктор Васильевич Мельников.
Вниманию собравшихся были представлены выставка методической продукции «Инновационный опыт педагогов городского округа «Город Лесной», творческая выставка по итогам реализации областного проекта «Будь здоров», видеофильм «Хроника событий 2010-2011 учебного года».
Открыл встречу глава городского округа Виктор Гришин. Он отметил, что благодаря усилиям педагогического сообщества, руководителей города и городских предприятий и организаций система образования Лесного остаётся на высоком уровне. В свете грядущих перемен в образовательном процессе Виктор Васильевич обратил внимание на то, что внедрять новое надо продуманно и осторожно: «Всё ценное, накопленное с годами, необходимо сберечь. Я не устану повторять, что образованность и интеллигентность – это не есть духовность, поэтому всё новое должно оцениваться с позиции духовности».
Затем с основным докладом выступила начальник Управления образования Лесного Ольга Пищаева. Она отметила, что результаты 2010/2011 учебного года стабильны или по ряду показателей выше по сравнению с предыдущими годами. Количество обучающихся на «отлично» составило 6 процентов от общего числа школьников Лесного, на «4» и «5» обучается 43 процента, не успевают – 0,7 процента учеников. 73 процента выпускников 2011 года поступили в высшие учебные заведения, 15 – в учреждения среднего профессионального образования. В 2011/2012 учебном году в образовательных учреждениях Лесного будут обучаться 5307 учащихся – больше, чем в прошедшем учебном году, на 38 человек.
– Сегодня мы подводим итоги прошедшего учебного года и определяем задачи на новый, во многом решающий, 2011/2012 учебный год. С 1 января 2012 года в соответствии с требованиями 83-го Федерального закона образовательные учреждения приобретут статус бюджетного учреждения с расширенными полномочиями, что предполагает повышение самостоятельности, личной ответственности руководителя, общей ответственности коллектива. К работе в новых условиях необходимо подготовиться и прежде всего – исполнить бюджет в полном объёме каждому образовательному учреждению.
Каждому учреждению предстоит разработать план финансово-хозяйственной деятельности. Должно быть уделено внимание оказанию платных образовательных услуг, приносящей доход деятельности. Перед нами сегодня ставится задача не только учить и воспитывать, но и считать и зарабатывать.
Коснулась Ольга Викторовна и проекта Федерального закона «Об образовании», подчеркнув, что «особый статус педагогических работников в обществе, заявленный инициативами «Нашей новой школой», закрепляется новым законодательством, сохраняются все права и меры законодательной поддержки, вводится определение основных принципов и гарантий профессиональной деятельности и повышения квалификации».
Начальником Управления образования были затронуты также и вопросы здоровья, учебной нагрузки школьников:
– С первого сентября вносятся изменения в федеральный базисный учебный план, учебные планы школ, утверждающие увеличение учебной нагрузки на учащихся 2-11 классов с учётом введения третьего часа физической культуры. Для первого класса установлено максимальное число учебных часов в неделю. Во время визита в наш город губернатор Свердловской области Александр Сергеевич Мишарин обратил особое внимание на развитие спортивной, физкультурно-массовой работы начиная с детей дошкольного возраста. В каждом образовательном учреждении города созданы условия и поставлена работа по сохранению и укреплению здоровья детей.
Ольга Викторовна подробно остановилась на проблемах и достижениях педагогического сообщества Лесного в прошедшем учебном году, инновационном опыте образовательных учреждений, новых направлениях сотрудничества с комбинатом «Электрохимприбор».
С содокладом «Приоритетные направления развития муниципальной системы дошкольного образования ГО «Город Лесной» выступила заместитель начальника Управления образования Ольга Цимлякова. Она отметила, что город Лесной в плане охвата детей дошкольным образованием остаётся одной из благополучных территорий Свердловской области. 91 процент детей в возрасте от 1 года до 7 лет посещает дошкольные учреждения. Вместе с тем в 2011 году не предоставлено мест в детских садах 176 детям. Администрацией города, Управлением образования принимаются все меры по обеспечению потребности города в дошкольных учреждениях: так, за счёт уплотнения существующих групп изыскано дополнительно более 80 мест, идёт подготовка к строительству нового дошкольного учреждения на 270 мест. Ольга Гелиантиновна также детально остановилась на итогах прошедшего учебного года и обозначила перспективы и задачи дальнейшего развития дошкольного образования городского округа в рамках компетентностно-ориентированного подхода и интеграции дошкольного образования как первого уровня общего образования.
Также на совещании выступили: директор школы № 71 Ирина Приходько («Развитие самостоятельности школы – механизм повышения качества образования»), старший методист МУ «Информационно-методический центр», учитель математики лицея Елена Лепихина («Новые ресурсы и перспективы развития школьного естественнонаучного образования»), учитель физической культуры школы № 64 Владимир Дорохов («Организация физического воспитания, укрепления здоровья детей в современной школе»), директор Центра детского творчества Ирина Власова («Интеграция общего и дополнительного образования в новых условиях»).
В новом учебном году педагогическому сообществу Лесного предстоит большая работа по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начальной школы во всех общеобразовательных учреждениях города. Опытом реализации пилотного проекта в этом направлении поделилась заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов школы № 76 Елена Михайлова.
С интересом был выслушан доклад заместителя генерального директора ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» по управлению персоналом Петра Ковшевого «Пути взаимодействия комбината «Электрохимприбор» с образовательными учреждениями города». Пожалуй, впервые за последнее время в нём были озвучены пути сотрудничества образовательных учреждений и градообразующего предприятия, направленные на привлечение выпускников школ Лесного к работе на комбинате. Пётр Александрович подчеркнул, что причин, по которым комбинат испытывает недостаток в молодых кадрах, несколько. Это и сложная демографическая ситуация, и тотальная гуманитаризация образования в ущерб техническому образованию, непрестижность рабочих специальностей, желание современных молодых людей брать от жизни и профессии всё и сразу – а отсюда и стойкая убеждённость, что только большой город может предоставить искомые условия. Причём родители современных подростков зачастую сами ориентируют их на то, что в Лесном невозможно добиться успешности в жизни. Но как бы там ни было, градообразующее предприятие нацелено на совместные с образовательным сообществом города профориентационные программы, проведение экскурсий на предприятие с целью ознакомления юных горожан с его деятельностью, встреч с руководителями и ведущими специалистами комбината, а также успешными молодыми сотрудниками. Комплекс подобных мероприятий, по мнению Петра Александровича, поможет остановить утечку потенциальных кадров из Лесного и с градообразующего предприятия.
Заместитель главы администрации городского округа по вопросам образования, культуры и спорта Сергей Рясков отметил, что данное выступление от имени руководства предприятия отражает позитивные перемены во взаимодействии педагогов города и комбината «Электрохимприбор». Кроме того, он указал, что очень важно понимать социально-экономические последствия шагов, предпринимаемых по организации эффективного использования средств в образовании:
– К сожалению, с 1990-х годов утвердился сугубо механистический подход. Просчитываются только явные, так называемые бухгалтерские, издержки и забываются неявные, или экономические, издержки. Вдвойне плохо, когда такой подход пытаются реализовать органы местного самоуправления или государственные органы власти. Мы помним закрытие и перепрофилирование детских садов и малокомплектных школ и к чему это привело: к большим очередям в детские дошкольные учреждения. Министр образования Российской Федерации в своём выступлении предостерегает, что через несколько лет будет дефицит мест в школах. Город Лесной сохранил систему образования в трудные 90-е годы. Мы должны её трансформировать и развивать в настоящее время. Рубль, вложенный в образование, окупится на рынке качественной рабочей силой, развитием инновационных проектов, сокращением бюджетных расходов по другим статьям. Считается, что при такой бюджетной обеспеченности, которая в настоящее время сложилась в городе, муниципалитет имеет все возможности для дальнейшего развития образования. Только вчера к нам пришли документы из Министерства финансов Свердловской области. По ним видно, что на систему общего образования на 2012 год выделяются средства в сумме примерно 443 миллионов рублей. Это практически в два раза меньше, чем в реальности тратится сейчас на систему образования в нашем городе. Естественно, что такая ситуация ненормальна. До 2014 года город имеет возможность финансировать систему образования за счёт неналоговых поступлений. Однако после 2014 года ситуация будет меняться в неблагоприятную сторону. Выход может быть найден в двух направлениях: с одной стороны, муниципальные органы власти приложат все силы для того, чтобы добиваться перераспределения налоговых поступлений, но нельзя забывать и о второй составляющей – это действия по 83-му Федеральному закону, то есть развитие внебюджетных источников поддержки образования.
Таким образом, подводя итог, хотелось бы сказать, что органы местного самоуправления в нашем городе понимают всю важность и необходимость развития системы образования. Совместно с руководителями образовательных учреждений, совместно с Управлением образования, теми депутатами, которые стоят на защите интересов системы образования, социальной сферы в городской Думе, мы будем работать над бюджетом 2012 года и последующих годов с тем, чтобы система образования получала необходимые для развития бюджетные средства, – заключил Сергей Алексеевич.
В завершение совещания ряд работников образования за успехи своих воспитанников и личные достижения получили заслуженные награды, а один из старейших педагогов Лесного, учитель школы № 64 Маргарита Александровна Кремлёва, отмечающая в текущем году своё 80-летие и 55-летие педагогической деятельности, была удостоена отдельных бурных оваций.
По итогам августовского совещания были выработаны рекомендации по дальнейшей работе образовательного сообщества на 2011/2012 учебный год.