В Лесном на базе лицея прошла стратегическая сессия для школьных управленческих команд. Сессию подготовили специалисты Института развития образования Свердловской области, чтобы помочь городским общеобразовательным учреждениям спроектировать свои программы развития в контексте проекта «Школа Минпросвещения России».
«Каждая школа специфична. Мы помогаем учителям и руководителям школ, подсказываем, в каком направлении двигаться, какие технологии применять, как лучше представлять свой опыт, – говорит Светлана Тренихина, ректор Института развития образования Свердловской области. – Вопрос связан с поиском оптимального решения усовершенствования для каждой школы. Это большой проект, который называется «Школа Минпросвещения России». Между работниками системы образования его ещё называют проект «Идеальная школа». Здесь заложены самые высокие качественные показатели. И путь к идеалу выбирает руководство образовательного учреждения».
Школа должна стать не только центром образования, воспитания и просвещения. Ключевые направления работы идеальной школы помогут решить, например, проблемы личностного и профессионального самоопределения детей, избавить подрастающее поколение от интернет-зависимости, а также исключить неоднородность программного и учебно-методического обеспечения, дефицит отдельных групп педагогических кадров и так далее.
«Без современного качественного, доступного образования невозможно добиться ничего в сфере развития. Должен, безусловно, соблюдаться базовый принцип системы российского образования – это справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребёнка в соответствии с его интересами и способностями, причём независимо от того, где он живёт – в городе или деревне, независимо от того, где учится – в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей» – сказал Президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета, посвящённом улучшению качества образования в 2021 году.
Учреждения образования стремятся улучшить качество образования детей. И, чтобы понять, в каком направлении действовать дальше, каждая школа ежегодно проводит самодиагностику, после которой руководство видит сильные и слабые стороны учреждения.
«Школа Минпросвещения» включает в себя приоритетные направления современной стратегии развития российского образования: это здоровье, творчество, воспитание, профориентация, учитель, школьный климат, образовательная среда и знания, связанные с подготовкой детей к экзаменам, к освоению программы.
В зависимости от исходного состояния школы выделяются три уровня освоения модели «Школы Минпросвещения»: базовый, средний и полный (эталонный). Каждый уровень характеризуется определённым набором значений показателей по каждому критерию.
Базовый уровень – это необходимый минимум пакетных решений для обеспечения качественного образовательного процесса в образовательной организации.
Средний уровень подразумевает расширенный комплекс условий, позволяющий обеспечить освоение обучающимися навыков и умений, повысить их мотивацию к обучению и вовлечённость в образовательный процесс.
Эталонный уровень значит, что в школе есть все доступные инструменты для реализации всех успешных практик системы образования Российской Федерации.
По словам ректора Института развития образования, школы Лесного соответствуют базовому и приближаются к среднему уровню, а одно из общеобразовательных учреждений достигло эталонного.
«В Лесном работают профессионалы – все директора и руководители управления образования действуют сплочённой командой. Коллеги открыты друг перед другом. С ними легко работать. И видно, что поиск оптимальных решений для школ и для всей образовательной системы города идёт постоянно. Директора и заместители готовы к изменениям и понимают, как в дальнейшем необходимо выстраивать работу, чтобы привести школы к идеальному стандарту», – дала оценку руководствам школ Светлана Тренихина.
Два дня напряжённой работы стратегической сессии позволили определить основные направления работы в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения».
«Результатом обучения стало чёткое понимание программы развития для всей образовательной системы Лесного. Все школы проработали свои перспективные планы по разработке собственных программ. И уже 26 апреля состоится онлайн-защита концепций развития», – добавил начальник Управления образования Алексей Парамонов.
Отметим, что с 1 сентября 2024 года во всех школах страны должны быть внедрены программы развития, созданные по проекту «Школы Минпросвещения России». В этот же период будет проходить большой федеральный мониторинг системы образования.
В результате внедрения концепции будет реализован базовый принцип справедливости при получении образования, созданы условия для повышения конкурентоспособности отечественной школы.
Реализация проекта «Школа Минпросвещения России» позволит обеспечить переход к следующему этапу развития отечественной школы, как школы, формирующей единое пространство обучения, воспитания, всестороннего развития детей и молодёжи России. И система образования Лесного стремится к идеальному стандарту.