В этом году на муниципальный этап научно-практической конференции школьников «Интеллект. Поиск. Творчество» было заявлено 75 работ в десяти секциях. Участниками городской конференции стали победители и призёры школьного этапа. С 5 по 13 марта на различных образовательных и культурных площадках Лесного юные исследователи презентовали свои проекты.
Организаторы важного образовательного события – Управление образования, Информационно-методический центр и Центр детского творчества – отметили, что конференция посвящена Году защитника Отечества, 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 80-летию атомной промышленности. Не удивительно, что наиболее широко в этом году представлена секция «Патриотическая». Как выяснилось, актуальность выбранных школьниками тем определяется не только масштабностью происходящих событий, но и личной заинтересованностью. Пятиклассница Малика Сомова презентовала работу «Сухой суп для воинов СВО».
«Просто очень захотелось позаботиться о папе и его товарищах. Пакетики с засушенными овощами помогут им даже в полевых условиях организовать горячий обед. На каждом этапе проекта большую поддержку мне оказывала мама, а правильно и грамотно оформить работу помогла учитель Ольга Владимировна Бармина, – поделилась школьница. – Папа суп уже попробовал, сказал: «Очень вкусно».
Самые юные исследователи относятся к возрастной категории «5-6 классы». Делая первые шаги в науке, будущие профессора усвоили основы проектной деятельности, научились правильно задавать вопросы и выдвигать гипотезы, приобрели навыки самостоятельного поиска информации, анализа и критического мышления, словом, почувствовали себя настоящими учёными.
В ходе конференции жюри неоднократно отмечало прикладную значимость многих проектов старшеклассников. Практико-ориентированный подход – одна из особенностей научных изысканий ребят.
«Кто-нибудь знает, что такое фудшеринг? Это система, которая помогает сократить пищевые отходы, по сути, обмен едой. Представьте пользу, если мы перестанем выбрасывать излишки, а будем ими делиться. Для этого надо всего лишь разместить на интернет-платформе информацию о том, что вы готовы отдать, например, крупы, которых у вас в избытке, или консервы с истекающим сроком годности», – так начала доклад Виктория Путимцева, десятиклассница лицея.
Экоактивистка не ограничилась исследованиями в рамках выбранной темы. Школьница уже создала в социальной сети сообщество, в котором её идея нашла воплощение и развитие.
На заключительном этапе защиты проекта особенно востребовано умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, чётко и уверенно отвечать на вопросы экспертов и зрителей. Впрочем, многие участники эту часть презентации проводят с нескрываемым воодушевлением, для них НПК – это ещё и профориентационная площадка. Например, старшеклассница школы № 75 Дарья Емнадзе планирует стать хирургом-стоматологом. Девушка убеждена, что профилактику болезней зубов надо начинать с самого раннего возраста. Каким образом можно убедить малышей правильно и регулярно выполнять гигиенические процедуры, Дарья отразила в презентации, обозначив глубину исследований и массив уже проделанной в рамках проекта работы с детскими группами.
Десять из семнадцати лет занимается вопросами охраны природы Елизавета Матвеева. На конференции она представила экологическое объединение «Фауна» Центра детского творчества с проектом «Особенности реабилитации хищных птиц в условиях живого уголка и с последующим возвращением в природу». Ястреба, коршуна и ушастых сов будущий биоинженер не просто выхаживала, а с помощью научных методов проводила суточные наблюдения и контрольные взвешивания. С выбором профессии Лиза определилась давно, сейчас помогает раненым животным даже в домашних условиях. Объясняет, что мама не возражает против шумных и беспокойных квартирантов.
«Всё началось в первом классе с маленькой птички зарянки, которая поселилась в моей комнате, потом были крысы, летучие мыши, а сейчас хищные птицы, два кота и собака. В моём проекте, который я писала около трёх лет, есть важные правила, которые пригодятся любителям пернатых».
А восьмиклассник Дмитрий Соболев с будущей профессией пока не определился, но высоко оценил возможность заниматься в цифровой лаборатории. В сентябре на базе школы № 71 открылась площадка «Точка роста». Это позволило создать Дмитрию интересный проект «Научные развлечения». Юноша объяснил, что у него были две причины погрузиться в проектную деятельность: желание доказать, что наука может быть занимательной, и хороший учитель.
«Современные школьники быстро схватывают знания, связанные с информационными технологиями. И Дима отлично справился с задачей и защитой проекта. А вообще, нашей школе очень нужен учитель физики, вот, готовим смену», – говорит Наталья Пожарских, научный руководитель Димы Соболева.
Оценивали проекты ребят не только педагоги. В экспертной комиссии также работали школьники – победители прошлого года – и социальные партнёры.
«В этом году внешние эксперты вновь под большим впечатлением. Криминалистика, создание сайтов, ишемическая болезнь, дети-партизаны периода Великой Отечественной войны, таблички Брайля из бисера – просто удивительно, насколько разные и необычные темы выбирают ребята», – восхищается Илона Демидова, методист Центра детского творчества.
Победители городской конференции в возрастной категории 7-11 классы станут участниками заочного тура областной НПК, организаторами которой являются Дворец молодёжи Екатеринбурга и Фонд «Золотое сечение». По итогам городского этапа представить Лесной на региональном уровне предстоит десяти школьникам:
- Алексей Шарин, школа № 75, 9 класс, проект по современным технологиям «Модель-игрушка автобетоносмесителя «Бетономешалка»,
- Анастасия Виноградова, лицей, 10 класс, проект по психологии «Особенности копинг-стратегий у учащихся ДХШ с разным уровнем самооценки стрессоустойчивости»,
- Валентин Никитин, ЦДТ, 10 класс, проект по обществознанию и праву «Сообщество «Подросток#Правовой статус» как способ правового просвещения школьников»,
- Виктория Хадыкина, лицей, 10 класс, проект «Игра с историческим повествованием»,
- Дарья Емнадзе, школа № 75, 11 класс, проект «Здоровые зубы – каждому любы»,
- Дмитрий Мухин, лицей, 10 класс, проект по цифровой экономике «PalPages. Система для чтения книг с AI-ассистентом»,
- Екатерина Есипова, лицей, 10 класс, лингвистический проект «Commonplace books as a way of studying English»,
- Елизавета Жданова, лицей, 10 класс, проект по филологии «Художественный образ медицинского учреждения, врача и пациента в литературе (на материале рассказов Дино Буццати)»,
- Захар Лопаев, лицей, 10 класс, патриотический проект «Создание концепции образовательного пространства – проектория и лектория «Mendeleev»,
- Ольга Лесникова, школа № 75, 10 класс, проект по декоративно-прикладному творчеству «Вязаные игрушки как способ развития когнитивных способностей ребёнка».