Жители
Каждый второй звонок и СМС-сообщение в редакцию на прошлой неделе касались горячего водоснабжения в многоквартирных домах: «С начала отопительного сезона, как батареи в доме стали тёплыми, испортилась горячая вода. Такое чувство, что прямо из радиаторов она льётся», – говорит жительница старой части города, пенсионерка Светлана Евгеньевна. «Грязная горячая вода из-под крана – это печальная, но норма в начале отопительного сезона. Обычно это проходит через пару дней. Но когда запах чего-то протухшего уже вторую неделю – это совершенно не нормально!» – утверждает Михаил – житель района с другого конца города. «Куда смотрят управляющие компании? За что мы платим коммуналку?» – вопрошают лесничане.
От плохого качества горячей воды страдают не только жители, но и детские сады, школы, учреждения культуры и спорта. Все обеспокоены этой проблемой. Обращения поступают и из посёлка Таёжный, поставщиком ГВС в котором также является Нижнетуринская ГРЭС. Исключения составляют лишь прилегающие территории, у которых имеются свои котельные.
Управляющие компании
Все управляющие компании Лесного не меньше жителей обеспокоены сложившейся ситуацией.
– Собственники и наниматели жилых помещений жалуются на запах, цвет. В аварийно-диспетчерскую службу поступило порядка 130 заявок и обращений, – говорит главный инженер МУП «Технодом» Иван Кошиль. – Наша управляющая компания, исполняя все рекомендации законодательства, ресурсо-снабжающей организации и представителей Свердловского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», в полной мере выполнила все необходимые мероприятия по подготовке жилого фонда к отопительному сезону. Были проведены гидравлические испытания и промыты системы отопления, что подтверждается актами, составленными ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и подписанными их представителем. Мы полностью были готовы к отопительному периоду (к 17 сентября).
В управляющей компании ООО «РЭК» ситуация аналогичная. С 21 сентября в аварийно-диспетчерскую службу поступило порядка 40 звонков с жалобами на запах и цвет ГВС. Жилой фонд к отопительному сезону также был готов, что подтверждают документы.
Коммунальщики стараются контролировать ситуацию, проводят мониторинги, для забора проб горячей воды определяют наиболее проблемные зоны города, которые находятся на границе балансовой ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями.
Результаты первых проб показали, что горячая вода не соответствует качеству по органолептическим свойствам: цвету, прозрачности, консистенции, запаху и т. д. (органолептика – это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. – Прим. ред.).
Что касается отношений управляющих компаний с поставщиком горячего водоснабжения – с представителя ресурсоснабжающей организации была запрошена документация, подтверждающая качество направляемого ресурса (ГВС) в адрес жителей Лесного.
– На данный момент ответа не поступило, – добавляет главный инженер «Технодома». – Как только будет получен ответ о качестве ресурса, будем анализировать, сверять с нашими данными отбора проб.
Городские власти
Над решением проблемы вплотную работает городская администрация. 3 октября под председательством главы городского округа Сергея Черепанова состоялось первое совещание по вопросам качества горячей воды. Организациям, обеспечивающим доставку горячей воды до потребителя, было дано поручение: спланировать мероприятия по приведению горячей воды к нормативным параметрам.
Через несколько дней, 8 октября, состоялось второе совещание, посвящённое этому острому вопросу. В заседании приняли участие генеральный директор комбината «Электрохимприбор» Сергей Жамилов, заместитель главы Нижнетуринского городского округа Мария Кузьмина, начальник отдела энергетики и жилищной политики администрации Лесного Виталий Анисимов, начальник Межрегионального управления № 91 ФМБА России Евгений Мирошкин, главный врач Центра гигиены и эпидемиологии ЦМСЧ № 91 Светлана Перминова, а также представители НТ ГРЭС, ООО «РТС», управляющих компаний, обслуживающих организаций и прокуратуры.
За пятидневный промежуток между совещаниями был осуществлён мониторинг системы водоснабжения на всех этапах, взяты пробы на соответствие качества горячей воды санитарным нормам. Полученные исследования по-прежнему подтверждают несоответствие горячей воды требованиям СанПиН.
По результатам второго совещания решено направить пакет документов в прокуратуру для организации комплексной проверки оказания услуги горячего водоснабжения населению. По итогам проверки предлагается рассмотреть вопрос о перерасчёте средств за некачественное оказание услуг в соответствии с российским законодательством. Также рекомендовано увеличить частоту исследований проб горячей воды на прямом трубопроводе (АО «РТС») в Центре гигиены и эпидемиологии ЦМСЧ № 91. Отдельно был поставлен вопрос о необходимости приведения горячей воды к нормативным параметрам в кратчайшие сроки.
Но на этом контроль за ситуацией не заканчивается.
Поставщик ГВС
После официального редакционного запроса поставщик горячего водоснабжения 12 октября прислал следующий ответ:
«Подача ГВС потребителям жилого сектора и предприятий – процесс консолидированный, в котором участвуют производитель ресурса (в данном случае НТ ГРЭС), транспортировщик – ЗАО «Региональные тепловые сети» (РТС) и владельцы внутридомовых сетей (управляющие компании и собственники нежилых помещений). Таким образом, необходимо разобраться, на какой стадии произошли отклонения от нормы поставляемой горячей воды в квартиры горожан.
Вода со станции – Нижнетуринской ГРЭС – поступает надлежащего качества: перед подачей в тепловую сеть городов отбираются пробы, делаются анализы – проводится полный лабораторный контроль. Станция получает паспорт готовности к зиме, подписанный членами специализированной комиссии.
ЗАО «РТС» в период летней ремонтной кампании проводит промывку и дезинфекцию магистральных и квартальных тепловых сетей.
В Лесном открытая система теплоснабжения (это значит, что горячая вода и тепло подаются из единого контура), жалобы на качество воды начали поступать после включения отопления, ранее жалоб не поступало», – говорится в официальном ответе.
Во вторник, 13 октября, во время пресс-тура на Нижнетуринскую ГРЭС журналистам двух городов была продемонстрирована система очистки воды и что именно такая, очищенная и отфильтрованная, вода поступает в городские сети.
– За свои объекты мы можем поручиться на 100%, – говорит Светлана Тимченко, представитель ПАО «Т Плюс». – Есть все необходимые документы. Нам важно понять, почему случилась такая ситуация. Ищем причины.
Но при этом вопрос журналистов, в чьём ведении находятся магистральные трубы, по которым идёт эта чистейшая вода до конечного потребителя, и кто занимается их обслуживанием, остался без внимания. Равно, как и предложение обнародовать результаты анализов, которые, по словам сотрудников НТ ГРЭС, проводятся на станции ежедневно.
Третье заседание
Во вторник вечером, 13 октября, в администрации Лесного состоялось третье заседание по вопросам качества горячего водоснабжения.
Во время совещания были озвучены результаты проб ГВС, отобранных 9 октября: выявлено несоответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам по цветности, запаху, окисляемости, а также превышение показателей по сероводороду. По результатам микробиологических анализов бактерий не выявлено.
Обращения и жалобы граждан на качество ГВС в аварийно-диспетчерские службы управляющих компаний продолжают фиксироваться. Проводится выборочный отбор проб в тепловых узлах многоквартирных жилых домов.
Представитель АО «ЭнергосбыТ Плюс» сообщил собравшимся, что перерасчёт стоимости услуги ГВС на период некачественного предоставления будет предоставлен для всех групп потребителей при условии проведения отбора проб горячей воды по границам балансовой принадлежности города и ресурсоснабжающей организации в соответствии с нормативными документами. Забор проб ГВС будет производиться с привлечением представителей АО «ЭнергосбыТ Плюс», специалистов лабораторий ФГБУЗ ЦГиЭ № 91 ФМБА России и комбината «Электрохимприбор».
По итогам заседания было решено рекомендовать АО «РТС» рассмотреть возможность проведения отбора проб в тепловых узлах системы теплоснабжения в разных частях города. В срок до 14 октября Нижнетуринской ГРЭС и АО «РТС» рассмотреть вариант отключения потребителей и заполнения системы теплоснабжения новым теплоносителем при условии благоприятных погодных условий. И до 16 октября обеспечить качество ГВС в соответствии с нормативами.
Продолжается и прокурорская проверка, в ходе которой уже установлено, что вины управляющих компаний, осуществивших подготовку к началу отопительного сезона 2020-2021 в соответствии с требованиями АО «ЭнергосбыТ Плюс», не выявлено. Нет претензий и к учреждениям социальной сферы. То есть версия ресурсоснабжающих организаций о «плохой промывке отопительных систем» – несостоятельна.