Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире, любому ребёнку придётся усвоить много умений и навыков. Одним из важных является сформированное представление о пространстве – попросту говоря, умение различать правую и левую сторону. Нужно это для того чтобы в дальнейшем не было сложностей с письмом, счётом, конструированием, занятиями спортом, танцами и т.д.
Сами по себе понятия «право» и «лево» являются довольно сложными для детей, и далеко не сразу ребёнок понимает, что это такое. Но к моменту поступления в школу он должен уметь применять их на практике.
С раннего возраста родители учат малышей делать наиболее значимые вещи именно правой рукой: держать ложку, писать, рисовать, здороваться за руку и т.д. Пока ребёнок ещё совсем маленький, можно, одевая его, комментировать свои действия: надеваем сапожок на правую ножку, надеваем рукавичку на левую ручку и т.д., закладывая нужные понятия. А закрепить знания можно с помощью игр и повседневной практики. Итак, начнём по порядку.
- Для начала ребёнку необходимо запомнить, где правая и левая стороны на примере собственного тела. Чтобы облегчить это запоминание, можно, например, завязать на запястье правой руки тесёмочку или ниточку. Теперь у малыша будет ориентир: где ниточка – там и правая рука.
- Самые первые игры на запоминание сторон тела очень простые: поднять правую руку, закрыть левый глаз, показать правое ухо и т.д. Сначала все это малыш должен показывать на своём теле. Ведь на теле другого человека, стоящего напротив, право и лево меняются местами, и чтобы понять это, ребёнку потребуется время.
- После того, как малыш выучил на собственном теле, где правая и левая стороны, можно учить его ориентироваться на листе бумаги.
- Ещё один способ выучить право и лево – это графический диктант. Проводить его лучше с детьми 5-7 лет. Суть диктанта заключается в том, что ребёнку необходимо вести ручкой линию по клеткам, согласно инструкции. В результате получается какой-либо рисунок. Например, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 влево и т.д. Со временем инструкцию можно усложнять.
- Использовать в практике игрушки. Например, разложить на полу различные машинки, зверей, мячики, кубики и, как в старой сказке, приговаривать: «Направо пойдешь – кошечку найдёшь, налево пойдешь – мяч найдёшь». Ребёнок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, он не только учит, где правая, а где левая стороны, но и ориентируется в пространстве.
Самое главное – не стоит заставлять малыша делать что-то против его воли. Лучше дождаться подходящего настроения или момента, тогда и обучение пойдёт легко и эффективно.