Рядовые граждане с подробностями формирования городского бюджета, как правило, не знакомы. Деятельность финансовых контролёров для них – скучная, однообразная, кропотливая бумажная работа. Однако те, кто попал в волшебный мир цифр, отчётов, законов и налогов, считают иначе. Каждый день они с интересом отслеживают денежные потоки и строго следят за соблюдением отчётности бюджетных учреждений города.
В Лесном внешний финансовый контроль за исполнением бюджета, а также экспертно-аналитическую работу, в том числе и муниципальных программ, уже восемь лет осуществляет Счётная палата. Создана она 3 октября 2007 года. О том, что представляет собой этот важный финансовый орган сегодня, беседуем с председателем Счётной палаты городского округа Натальей ШАТУНОВОЙ.
– Наталья Леонтьевна, в Счётной палате Вы работаете с момента её основания. Что изменилось за прошедшее время?
– Значительно изменился и расширился наш кадровый состав. Практически с первых дней образования Счётной палаты вместе со мной работает инспектор Ольга Анкушина. Вплоть до 2014 года она занималась муниципальными программами, вела делопроизводство. В январе 2014 года был принят федеральный закон «О закупках», который дал полномочия Счётной палате проводить аудит в сфере закупок. В связи с этим у нас появился ещё один сотрудник – инспектор Елизавета Квайснер. А с 7 сентября этого года в нашем строю начал свою работу инспектор Роман Кислицын. Он осуществляет контроль за имуществом городского округа, проводит экспертно-аналитическую работу муниципальных программ и обеспечивает юридическое сопровождение Счётной палаты. Вот таким небольшим, но дружным коллективом мы осуществляем свою деятельность сегодня.
– Расскажите, пожалуйста, о полномочиях Счётной палаты.
– Наши главные полномочия – это внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета главных администраторов бюджетных средств. До 30 апреля года, следующего за отчётным, в 30-дневный срок составляем заключение, осуществляем контроль за соблюдением бюджетного законодательства, проводим экспертизу проектов местного бюджета. А с 2011 года, после вступления в силу федерального закона «О контрольно-счётных органах», в нашей компетенции – анализ и мониторинг, контроль над имуществом, оценка эффективности.
Создана специальная комиссия по противодействию коррупции, которая осуществляет контрольные мероприятия и проверяет документы на наличие в них коррупционных факторов: неточные, неконкретизированные формулировки, нецелевое использование бюджетных средств. Также в наших полномочиях – внутренняя независимая коррупционная проверка сотрудников. Проводит её комиссия по конфликту интересов. Для этого мы привлекаем независимого специалиста. Акты проверки размещаем на официальном сайте Счётной палаты www.splesn.ru, где также можно найти другую интересующую лесничан информацию о нашей работе.
– Насколько важен финансовый контроль?
– Я считаю, что контроль, безусловно, важен, поскольку бюджет – это же как кошелёк. Когда человек работает, он получает зарплату, которую впоследствии распределяет на продукты, личные нужды, учёбу… Аналогично и с бюджетом: он складывается из доходной части (налоговые/неналоговые доходы) и безвозмездных поступлений (субсидии, субвенции, дотации). И основная задача Счётной палаты – контролировать и гарантировать, чтобы все денежные средства были направлены на запланированные цели.
– В начале нашего разговора Вы упомянули, что с января 2014 года в компетенции Счётной палаты проведение аудита закупок.
– Это значит, что теперь Счётная палата может осуществлять экспертно-аналитическую деятельность посредством проверки, анализа, оценки, законности, целесообразности, своевременности и эффективности расходов на закупки бюджетных учреждений. То есть мы указываем на нарушения, которые нужно исправить. В настоящий момент активно работаем с нашими заказчиками. Их у нас 63 – это Управление образования (44 учреждения), отдел культуры, администрация городского округа, Комитет по управлению имуществом, финансовое управление, Дума Лесного.
Стоит сказать, что за 2014–2015 годы мы рассмотрели 10 бюджетных учреждений, то есть нами проведено 10 экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых было выявлено 76 фактов нарушения законодательства. Проверено 420 муниципальных контрактов. Для разбора и рассмотрения типичных ошибок, которые допускает заказчик, мы проводим семинары с бюджетными учреждениями.
Кстати, Счётная палата городского округа стала осуществлять аудит в сфере закупок одной из первых в Свердловской области. Многие наши коллеги из других городов и районов звонят нам, консультируются, спрашивают совета. А 2 октября я выступала в Верхотурье на семинаре Северного управленческого округа, где была основным докладчиком по аудиту в сфере закупок.
– Наталья Леонтьевна, на Ваш взгляд, какие профессиональные качества необходимы для сотрудников Счётной палаты?
– Современному специалисту нужны глубокие познания в юриспруденции, экономике и других общественных дисциплинах. Каждый день нам приходится учиться чему-то новому и воспитывать волю, развивать интеллект, умение общаться с людьми, сохранять принципиальность суждений и поступков и одновременно находить компромиссы в рамках законодательного поля. И я считаю, что у всех наших сотрудников эти профессиональные качества есть.
– Над чем будет работать Счётная палата в ближайшее время?
– Впереди у нас бюджет на 2016 год – до 15 ноября проект бюджета будет внесён в Думу и в Счётную палату. В течение определённого срока мы должны будем сделать заключение, то есть провести экспертизу этого финансового документа, рассмотреть его доходную и расходную части, провести динамику по годам. При этом все полномочия, которые возложены на Счётную палату, будут неукоснительно выполняться.